Шавасана и быстрые методы в йоге

Студенты Открытого Йога Университета за четыре года обучения проходят гигантский путь, чтобы пропустить йогу через себя и чтобы научиться её преподавать другим. Это две большие разницы: изучать для себя и уметь преподавать другим. Без элементов быстрых методов за четыре года преподавателя не сделать. Быстрые методы йоги предполагают в том числе и использование некоторых методик и практик, которые реально ускоряют все процессы, идущие в вашем организме.

Одно из этих направлений – Пранаяма йога. Пранаяма йога чрезвычайно сильно может ускорить ваше духовное становление. Но тут же возникает и совершенно чудовищная опасность: Пранаяма йога подобна гоночному автомобилю, вы можете очень быстро рвануть с места и очень быстро достичь приличной скорости, но вопрос в том, что наш жизненный путь – это не прямая, а иногда очень извилистая дорога, по которой мы объезжаем нашу карму. В автомобиле важен не только газ, но и тормоз. Представьте, вы разогнались до большой скорости, у вас поворот, и что делать? Вам надо остановиться… И что? Чем будем тормозить? Об этом очень хорошо сказано в Пранаяма йоге, что без обязательного отдыха вы не сможете ничего сделать. В первую очередь подразумевается, что этот отдых, даже, скорее, перераспределение всех тех эффектов, которые вы получили от Пранаяма йоги, нужен, чтобы вывести вас на новый уровень.

Аналогичная ситуация и в других видах йоги, будь то Хатха йога или какие-то медитативные практики. Можно очень сильно себя раскрутить во время выполнения практики, но потом это надо компенсировать, но обычно забывают про это, отчего и начинаются побочные неприятные эффекты. В чём они заключаются? В том, что адепт йоги становится нервозным, дерганым, начинает, «вызверяться» на окружающих, на родных и близких, друзей, знакомых. И он становится как натянутая пружина. Более того, он становится где-то даже неуравновешен, и, как следствие, продолжать заниматься той же Пранаяма йогой или какими-то другими практиками уже не представляется возможным. Получается такая связка: чтобы практиковать элементы быстрых видов йоги, очень бы хорошо ускорить все внутренние процессы. Ускоряются они в частности той же Пранаяма йогой. Но Пранаяма йогу вы не сможете практиковать, если перед этим вы не утвердились в йоге Шавасаны. Замкнутый круг получается. Поэтому это крайне важный практический момент.

Шавасана -это отдельный вид йоги, который надо практиковать каждый день, который на первый взгляд требует совершенно незначительных усилий. В идеале ровное место, где достаточно мягко, чтобы лежать, чтобы вас ничего не отвлекало. Поверхность должна быть ровная. Она не должна наклоняться, потому что иначе у вас начинает склоняться в ту или иную сторону тело, это создает дополнительные нервные импульсы, которые отвлекают.

Чтобы достичь успеха в Шавасане, вам придется напрямую использовать то, что называется «Воля». Волеизъявлять не двигаться. Волеизъявлять расслабиться. Волеизъявлять не дышать. Волеизъявлять не мыслить. Волеизъявлять не быть. То есть быть в состоянии, когда вас нет. Возможно ли это? С теоретической точки зрения, да, действительно можно, потому как то, что называется вашим Высшим Я, согласно учению йоги, выше, чем понятие «быть или не быть». Этот вопрос находится в плоскости разума, в плоскости слов, а ваше Высшее Я над любой двойственностью, в том числе и над этим «быть или не быть» Это одно из самых сложных и абстрактных положений в теоретической йоге. Ни наш разум, ни наши слова не могут однозначно выразить всю грандиозность нашего Высшего Я, но тем не менее мы можем это осуществить.

Поэтому реализация йоги Шавасаны, когда вы действительно поднимаетесь до уровня своего Высшего Я, которое вытаскивает все свои проявления из окружающей Вселенной, очень сложна. Это состояние, как если бы вы умерли. Нет вас. Всё. Вытащили вы свои проявления. Где вы находитесь? Где вы находились до вашего рождения? Где вы были? Вы не помните, да? А что нам говорят разные теории, в том числе и подход йоги? Вы до своего рождения были в другом теле. Жили, потом умерли, потом родились в этом теле. Если уж вы были когда-то сотворены и вы как-то проявились в этой Вселенной, то вы и продолжаете в ней и быть.

По материалам семинара “Йога Шавасана. Семинар для начинающих. Занятие 1. Часть 1.” от 23.06.2021 г., автор Вадим Опенйога