Любую йогу можно назвать выводом из аксиоматики йоги. Вы помните, что вся йога, подобно математике, выводится.
Другое дело, что йога, конечно же, больше и выше, чем любое положение в математике. Но в то же время, йога никогда не противоречит логике. Логика не всегда может объяснить то или иное положение, но в конфликт они не вступают.
Сегодняшняя тема посвящена такому понятию, как «карма».
Выбрали мы её по той простой причине, что очень много и часто используется этот термин в разных кругах населения. Иногда не всегда адекватно. Так как цель Открытого Йога Университета – это подготовка будущих преподавателей йоги, конечно, не хотелось бы, чтобы будущие преподаватели йоги дублировали, тиражировали и распространяли ту чушь, которая накопилась за последние годы. Хотя, строго говоря, все эти темы досконально и подробно рассматриваются в разделе карма йоги.
Напомню, что на предыдущем занятии мы определились с понятием аксиом в йоге, из которых можно вывести всю йогу.
– Что такое карма? Как она возникает? Как можно привязать карму к аксиоматике йоги?
Мы с вами используем лишь крупицы знания, которые дошли до нас из глубины веков. Обширная часть, к сожалению, не дошла. Другая часть требует своего пересмотрения, переоткрытия, перевода. Поэтому, не представляется возможным проследить, каким образом понятие «карма» внедрилось в аксиоматику йоги.
Для всей восточной культуры очень характерно понятие «кармы», вся культура пропитана этим понятием.
Карма – это закон причины и следствия. Поэтому, если вы в очередной раз откроете какую-нибудь умную книгу по йоге, которых сейчас расплодилось огромное количество, и там будут «тени на плетени» наводить и всячески бедного читателя запугивать, то всегда следует вспомнить, о чем идет речь. А речь идет о законе причины и следствия, законе кармы. Тема эта новомодная, обросла мистикой, но (как правило) такие мистические выводы и «яйца выеденного» не стоят.
Закон причины и следствия гласит о том, что у каждого следствия есть своя причина. Если что-либо и происходит, то существуют причины, которые приводят к этому следствию.
Если вы столкнулись с каким-либо явлением, вы (безусловно) можете решить, что это явление не объяснимо. Либо оно может проистекать из каких-то нелогичных положений. Но само понятие «карма» придерживается современной научной точки зрения: если какое-то явление произошло, то были предпосылки у этого события.
Другой вопрос: как причина перетекает в следствие. Это совершенно неочевидные моменты. Иногда это может привести к пассивности разума, когда разум будет полагать, что определенные вещи необъяснимы, или вещи мистические (в плохом смысле этого слова).
Йога говорит, что законы логики никогда не противоречат законам сверхлогики. А законы причины и следствия – это определение или объяснения закона логики. Сталкиваясь в жизни с теми или иными событиями, происшествиями, мы можем пытаться объяснить их логично, можем пытаться объяснить их нелогично, но также у них может быть и сверхлогичное объяснение.
Что же касается логики, мы можем вспомнить Шерлока Холмса и Доктора Ватсона, которые по следам происшествия могли реконструировать происшествия, породившие это следствие. И у них это изящно получалось, как вы помните. Такой же подход логики: никаких вмешательств сверхъестественных сил, никакой мистики, никакой «потусторонщины», никакого сна разума, все очень спокойно, последовательно и взвешенно. Как вы помните, многие очевидцы этих происшествий были склонны считать эти события сверхъестественными (вспомним Собаку Баскервиллей). Когда эти происшествия воспринимались, как сверхъестественные, они попадали в область нелогичности. В произведениях Артура Конан Дойла была некая схватка между логичностью и нелогичностью. Или по-другому, закон разворачивания кармы. Если вы видите на земле окурок, то можно предположить, что он материализовался из пятого измерения. А можно предположить более рационально: что кто-то когда-то здесь его выбросил. И так в отношении всего: была причина – есть следствие.
По материалам лекции от 07.04.2009, автор Вадим Опенйога.