- Вместо тенниса я выбрала йогу
- Оказалось, в йоге ничего не нужно делать через боль
- Каково это, быть заочным студентом
- Как куратор группы поддерживает ощущение «облака школы»
- Крайности иногда случаются
- О пользе «шкуродеров»
- Как дети помогают переосмыслить аксиоматику
- Дочка во мне раскрыла очень много любви!
— Всем привет! Здравствуйте, дорогие читатели Открытого Йога Журнала! Меня зовут Анастасия Андрейченко, я главный редактор журнала, и сегодня у нас в гостях замечательная Юлия Полякова — преподаватель Открытой Йоги, магистрант, куратор группы Видья.
— Юля, привет!
— Привет, Настя!
— Очень радостно тебя видеть! Юля, как ты попала в йогу, и почему ты решила стать преподавателем?
— Мне кажется, что в йогу меня привело самое первое моё занятие по йоге, это был впечатляющий опыт. Это было ни на что не похоже! Мне было тогда 12 лет, я с отцом поехала в обычный фитнес-клуб, он хотел пойти на свои занятия, а меня надо было куда-то деть. Там были занятия йогой и теннисом. Я выбрала йогу, хотя тогда смутно представляла, что это. Некая картинка в виде каких-то поз у меня в голове была, но что в себе несет йога, я не знала, и почему-то выбрала не теннис, а именно йогу.
Меня очень впечатлило это занятие. В спортивных секциях акцент ставится на том, чтобы достичь какого-то результата, никто не говорит тебе направлять фокус внимания внутрь себя. Меня это удивило в йоге, что не нужно ничего делать через боль. Хоть это не был преподаватель Открытой Йоги, но у него был подход очень близкий к подходу МОЙУ. И после этого я решила, что всегда буду ездить с папой на занятия. В дальнейшем, пока я взрослела, случались большие перерывы в практике. Иногда я год не ходила, потом опять начинала ходить, но со временем эти перерывы всё сокращались и сокращались. В конечном итоге случилось так, что, когда я не занималась в зале, мне хотелось заниматься дома. И постепенно я начала практиковать сама, мне уже стало не хватать чего-то. Вот ты делаешь упражнения, но тебе хочется понимать, для чего это, хочется узнать, что ты вообще делаешь.
Мне нравилось практиковать йогу, у меня был опыт, но мне хотелось услышать, что говорят о йоге преподаватели, которые ведут занятия. Мне не давали отсылок к конкретным школам, возможно, потому что я тогда ещё была не совсем взрослым, зрелым человеком — девочка лет 17-18. Поэтому я сама начала искать и так вышла на МОЙУ. В МОЙУ мне очень понравился подход и то, что всё объясняется простым языком, не используется много терминологии. Меня зацепило, что я могу понять, о чём здесь говорится, не наводится тень на плетень, нет какой-то мистики, а всё достаточно прозрачно. Хотя те вещи, о которых говорится в курсах, не такие уж и простые. Но для первого понимания это было то, что нужно.
На самом деле, у меня не было цели быть преподавателем на тот момент. Просто хотелось узнать о Йоге больше. Начала проходить курсы взахлёб, со временем стала ездить на занятия, которые ведут преподаватели МОЙУ, и там мне предложили стать преподавателем и пройти курсы углублённо. Я подумала: почему бы и нет, если меня это так увлекает. И я решила поступить в МОЙУ.
— Здорово! Получается, у тебя очень долгий путь в йоге — с 12 лет! В МОЙУ ты тоже уже давно: 4 года бакалавриата, и уже заканчивается 3-й год магистратуры. А что тебе больше всего нравится в обучении?
— Когда я только пришла в МОЙУ, мне понравилось, ещё раз повторюсь, что всё объясняется простым языком, и что Йога преподаётся с разных сторон. Есть множество видов йоги, и тебе даётся столько инструментов! Ты начинаешь понимать, что, оказывается, есть Карма йога, которая учит тебя правильному отношению к работе, которую ты можешь практиковать, с одной стороны, на обычной работе, а с другой стороны, превращать этот процесс в Йогу. Тебе даются другие виды йоги: физические, те, которые задействуют дыхание, те, которые задействуют голос. Сколько у нас проявлений, столько видов йоги. И меня это сильно подкупило, потому что ты можешь не разделять: вот здесь у меня жизнь, а вот здесь у меня йога, а начинаешь смотреть на свою жизнь сквозь призму йоги. Ты начинаешь меняться не только на коврике, а меняется в принципе твоя жизнь.
Что касается самого процесса обучения, это, конечно, общение, потому что так-то ты можешь спокойно дома в своём темпе проходить интернет йога-курсы на сайте openyogaclass.com. А здесь, на очных занятиях, мне нравилось, что есть другие люди, ты можешь их послушать, узнать, что они думают, посмотреть на другую точку зрения. Для меня это очень ценно. Потому что ты сам не всегда можешь идти в верном направлении. Даже когда ты просто читаешь что-то, ты можешь сделать неверные выводы, а когда ты слушаешь других людей, у тебя расширяется видение ситуации, твоего собственного опыта и Йоги в целом. Поэтому для меня самым ценным было то, что я могла послушать людей, которые со мной учатся, моих одногруппников, потому что они идут тем же путем, переживают то же самое, что и я, я не одна. Я могла послушать студентов, которые уже обучились и преподают группе. Это тоже очень ценно, их опыт вдохновляет, они прошли большой путь, им есть чем поделиться.
— Ты училась на очном отделении, сейчас преподаёшь в заочной группе. Есть ли существенная разница между очным и заочным отделением? Особенно в плане общения. Как происходит эта компенсация? Ведь заочники так не могут каждую субботу собираться, как очники. Как ты чувствуешь этот процесс?
— Да, разница колоссальная. Когда я только начала вести группу, у меня был даже лёгкий шок. Потому что это совершенно разный формат! Совершенно разный! Когда ты очно учишься, ты приходишь на занятие, вот люди, ты их видишь, можешь обнять, вы можете поговорить о йоге. А здесь 1,5 часа вы сидите перед камерой напротив друг друга и общаетесь. А с другой стороны, начинаешь понимать масштабы школы. Это очень тонкая вещь. Ты понимаешь, что люди, которые сидят перед тобой, из совершенно разных уголков Земли, из разных городов. И тогда ты думаешь: вроде бы раньше я также училась, также было заочное отделение, но заочники были всегда где-то там, за камерами, писали комментарии, но где-то там, не в зале. А теперь ты понимаешь, что твоя школа не ограничивается очным занятием в зале, в клубе «Зебра» на Новослободской. На самом деле твоя школа гораздо больше. В ней кипит такая деятельность, постоянно проводятся занятия, люди обучаются, практикуют.
Сами занятия, мне кажется, тоже проходят немного по-другому, потому что у нас всего полтора часа и иногда то, что мы можем обсудить очно, вне спецзанятия, здесь происходит на занятии. Студенты, может, даже более открытые на занятии, меньше официальности. Потому что иногда человеку нужно высказаться, рассказать о своих переживаниях, опыте, поделиться с единомышленниками, и есть только полтора часа, где можно высказаться. Если сравнить моё обучение и группу, которую я сейчас веду, всё-таки на заочном отделении люди стараются за эти полтора часа быть более открытыми, идти не только по материалу, но и делиться успевают чем-то своим.
— А как создается ощущение «облака школы»? Когда ты очно присутствуешь, ты участник события, чувствуешь себя частью происходящего обсуждения, коллектива, общей работы или проекта. На заочном отделении всё-таки люди встречаются по сути раз в неделю, сидя дома перед ноутбуком. Удаётся ли создать то самое ощущение «облака школы» и за счёт чего?
— Я думаю, что ощущение это удаётся создать. Когда ты очно присутствуешь на занятии, видишь физическое проявление «облака школы»: видишь студентов, которые занимаются, преподавателей, а здесь вы просто знаете, что вы есть друг у друга. И где бы вы не находились, сколько бы времени у кого не было, вы в такой-то день, во столько-то соберётесь все вместе. Это объединяет, создаёт ощущение общего присутствия, общего поля. Конечно, если человек занимается йогой, медитирует, допустим, на «облако школы», то практика начинает давать свои плоды и не проходит бесследно. Ты начинаешь чувствовать эти процессы более явно. Если студенту тяжело почувствовать «облако школы», потому что он один в своём городе, ему необходимо медитировать на «облако школы», на ребят. Не просто на Учителей и Учительниц йоги, а на что-то более осязаемое: есть другие студенты, которые находятся в разных точках земного шара, но они тоже собираются вместе и двигают йогу дальше.
— А как ты думаешь, куратор, который ведет занятия в такой группе, какую роль играет в этом процессе? Ты, как куратор, как это чувствуешь?
— В создании ощущения «облака школы»? Я думаю он играет важную роль с точки зрения того, как он проведёт занятие, позволит студентам сплотиться или нет, потому что куратор направляет занятие. Студенты высказывают свои мысли, делятся друг с другом, иногда говорят на эмоциях, и создается общее пространство со своей атмосферой. А если куратор в этот момент скажет: «Так, ребята, всё, стоп, нам ещё дальше идти по материалу, давайте-ка перескажите мне прочитанное» — это сбивает ощущение. И на заочных занятиях это особенно деликатный процесс, чтобы люди смогли не только пересказать конспект, а была именно эмоциональная, душевная составляющая. Поэтому от куратора, конечно, зависит, чтобы он не просто штудировал материал, гнал лошадей на занятии, а помогал студентам, иногда даже и не мешал студентам проявляться и обсуждать те моменты, которые их волнуют, делиться друг другом, быть откровенными.
— А как хочется иногда самому что-нибудь сказать и поумничать!
— Да!
— Такой насыщенный у тебя путь в МОЙУ и в йоге! А как тебе удается находить баланс между личной практикой, обучением, преподаванием, семьёй? Как всё это получается уравновесить и не бывало ли такого, что ты впадала в крайности? И если такое случалось, то как выбиралась из этого?
— Уравновешивать не всегда получалось, особенно когда училась, уходила в крайности. Здесь важно понимать, какого рода эта крайность, и насколько она глубокая. Когда ты только начинаешь учиться, это даже приятная крайность. Я бы даже сказала, полезная, потому что тебя начинает захватывать процесс обучения. И, когда в какой-то момент может что-то произойти, тебя выбрасывает на некоторое время из обучения по каким-то причинам, ты на этом «топливе» ещё держишься. Поэтому иногда эти перекосы даже полезны, но смотря до какого предела.
У меня была такая ситуация, когда я почувствовала, что сбегаю в йогу, в обучение от своей обычной жизни, не касающейся йоги. Там были свои проблемы во взаимоотношениях с родными и близкими. И вместо того, чтобы их решать с помощью тех инструментов, которые даёт йога, я просто уходила в учёбу. Я знала, что у меня столько дел в МОЙУ: я посещала все занятия подряд, выполняла карма-работу, мне надо было пообщаться, ещё что-то. Я вытесняла свои проблемы таким образом. И когда я это обнаружила, я ужаснулась тому, что происходит. Я знаю, что у меня есть очень хорошее место, где меня любят, ценят, принимают, где я люблю, ценю, принимаю этих людей, а от того, где мне сложно и тяжело, я отгораживалась. И получилось так, что я как будто отделяю, что вот здесь хороший у меня лагерь, а вот здесь — плохой.
И так это влияет на всё, даже на то, как у тебя йога идёт. Потому что нельзя быть с одной стороны хорошеньким, с другой стороны плохим. Когда ты говоришь, что вот в этих людях я вижу высшее, прекрасное, а в этих людях ничего не вижу, они все плохие. Такого не бывает. Где-то здесь подвох. Если с одной стороны у тебя свобода расширяется, а с другой сужается, значит, это мнимая свобода. И я поняла, что с этим надо что-то делать. И стала решать вопросы взаимоотношений с родными и близкими, от которых я убегала. И когда я их начала решать, используя разные инструменты йоги, в том числе принципы, которые не просто в воздухе летают, а которые надо применять на практике. Вот это настоящая йога! Не там, где тебе хорошо и комфортно, а там, где нужно, ты сталкиваешься лбом ко лбу с какими-то препятствиями и не убегаешь от них, а как раз с помощью йоги их решаешь.
Поэтому я считаю, очень важно понимать, что это за крайность. Это может быть крайность, которую ты можешь себе позволить, и связана она с тем, что тебя сейчас захватил процесс обучения. Или же это крайность, когда ты, например, не реализовался в работе, а у тебя есть желание это сделать, но ты от него уходишь, потому что боишься. И в итоге идёшь в йогу, там что-то делаешь, а потом понимаешь, что желание реализоваться в работе никуда не делось. Тогда тебе нужно всё равно решать как-то этот вопрос.
Конечно, были крайности в самой йоге. В процессе обучения надо посещать занятия, лекции, выполнять карма-работу. Иногда я уходила полностью в карма-работу и понимала, что моя практика куда-то летит. Иногда я уходила в практику, понимала, что карма-работа и посещение занятий начинают отходить на задний план. И тогда я поняла, что только цифры меня спасают. Взять и просто посчитать, сколько у тебя учебных часов набрано. Вот у тебя есть 24 часа в сутках, что ты будешь делать? У тебя есть, допустим, работа, обязанности перед родными или другими людьми и организациями. И надо посчитать, сколько времени на что ты тратишь, и сколько времени у тебя есть на йогу. Но тут главное действовать не по остаточному принципу, а реально посмотреть на вещи: вот столько времени я сейчас могу посвятить йоге именно в моей ситуации. Потому что иногда нам кажется: вот сяду карма йога-работу делать, поделаю её 5 часов, а после этого 1,5 или 2 часа позанимаюсь на коврике. В итоге, переделав всю работу, ты понимаешь, что сил нет, да и времени нет, да и завтра в 6 часов вставать на работу, а уже 3 часа ночи, и тебе пора ложиться спать… Поэтому важна чёткость понимания, сколько у тебя времени есть, и распределять его грамотно.
— А если другая крайность? Вот ты поднабрался праны, почувствовал себя своим в йоге, уже даже, может, пошёл преподавать, тебя преподавание в зале захватывает, ведь это, к чему ты так долго шёл. Столько интересного, набирается новая группа, ещё творческий процесс пошёл какой-то параллельно. И обучение немного начинает тяготить. Я думаю, что многие с этим сталкивались, в какой-то момент становится лень заполнять карма-йога отчёт, ходить регулярно на занятия, то есть перекос в другую сторону возникает. А в этом случае что можно сделать?
— Здесь мне кажется, нужно взять себя в руки и делать то, что нужно делать. Потому что иногда нужно себе четко сказать, что, дорогой мой, давай соберись и делай! Не всегда же только на волне радости и веселья куда-то стремиться, иногда нужно себя и подгонять. Путь осилит идущий, и если даже тебе тяжело идти, иди по чуть-чуть, потихонечку, но ни в коем случае не так, что сегодня у меня есть вдохновение, я буду делать, завтра у меня нет вдохновения, значит, я не буду этого делать. Такой подход, мне кажется, провальный.
— То есть иногда надо включать в себе раджа-йога: наметил учиться — бери и учись. Взял на себя обязательства соблюдать какие-то правила и «Just do it» — бери и делай.
— Да, обязательно. Мне кажется, многих действительно, как ты сказала, штормит. Бывает, иногда даже про какие-то занятия ты думаешь: зачем оно мне нужно, вот так дотошно что-то изучать?! Но понять, почему какие-то вещи так происходили, ты можешь уже только после обучения. И когда ты идёшь в зал преподавать, ты думаешь: спасибо, что это было всё так дотошно, спасибо за все контрольные занятия. Поскольку именно они тебя натаскали на сложные моменты, с которыми ты потом сталкиваешься. Но ты начинаешь понимать это уже после обучения. А когда ты только сдаёшь контрольные занятия, тебе кажется, ну что же ко мне придираются так сильно, а потом выясняется, что это именно то, что нужно.
— И не случайно это занятие называется «шкуродёром».
— Да, точно!
— Здорово! Юля, представь, что ты стоишь сегодняшняя рядом с собой до поступления в МОЙУ, разница сильно будет чувствоваться? Ты сильно изменилась за время обучения?
— Я думаю, что я сильно изменилась, может, со стороны это так и не выглядит, но моё самоощущение поменялось точно. Я думаю, что это связано ещё и с тем что, когда я начала посещать занятия Мойу, мне был 21 год, поступила я в 22 — это такой возраст, когда ты ищешь себя. Я считаю, мне повезло, что именно в этом возрасте я занималась йогой, изучала её, обучалась, потому что она вела меня в нужном направлении. Конечно, вопросы о жизни и смерти встают у кого-то раньше, у кого-то позже, но для меня это было то, что нужно, самое подходящее время для обучения в МОЙУ.
— А что для тебя в йоге важнее всего именно сейчас?
— Вот это очень сложный для меня вопрос! Наверное, то, что она есть. Потому что без йоги было бы трудно. Чем больше её изучаешь, тем большая благодарность возникает к Учителям йоги, которые её сохранили и донесли до нас. Если раньше для меня важны были моменты, касающиеся именно практики, то сейчас я всё больше ценю само Знание.
— Не так давно ты стала счастливой мамой замечательной девочки. Опыт материнства, в целом беременность, роды как-то повлияли на твою личную практику, на обучение, на преподавание?
— Да, повлияло на всю жизнь полностью! Ты начинаешь совершенно по-другому смотреть на вещи, потому что только что перед тобой появилась на свет новая Вселенная. Это так грандиозно! Ты начинаешь какие-то вещи понимать более глубоко и смотреть на них через появление ребенка. И какие-то повседневные вещи, например, практика йоги, тоже сильно меняются. У меня стало больше физической практики, акцент именно на физические упражнения и пранаяму, потому что каких-то ментальных моментов тебе хватает с ребёнком. Когда он маленький, только родился, ты всё переосмысляешь, смотришь на него, думаешь, как он появился на свет, думаешь об Аксиоматике йоги и этапах творения Вселенной именно сквозь призму рождения ребёнка. И твои размышления становятся как медитация об этом ребёнке.
Но при этом ты носишь ребёнка на руках, начинает где-то болеть, и тело очень сильно просит практики. И, конечно, в первую очередь нужно уделять ему внимание, поэтому акцент сместился на тело. И я не считаю, что это откат назад, ни в коем случае, потому что йога разнообразна. Я как будто заново познакомилась со своим телом. Я не знала, что такое боль в теле до того, как у меня появился ребёнок. Конечно, было такое, что живот может заболеть, либо ты позанимался, и мышцы у тебя болят, но вот чтобы болела спина, или было чувство какой-то тяжести, такого у меня никогда не было, я не знала в принципе, что это такое. И когда я это прочувствовала на себе, я стала лучше понимать людей, которые приходят в зал и хотят заниматься очень мягко, хотят удовлетворить с помощью йоги потребности не только ума, но и тела. Людям иногда прежде, чем дать какую-то ментальную практику, практику медитации, сначала нужно удовлетворить именно потребности тела. Поэтому, конечно, моя практика сильно изменилась, изменилось отношение к ней, и это знакомство со своим телом помогло даже какие-то глубины раскрыть в йоге. В частности, Хатха йога.
Я готовилась к появлению ребёнка, знала, что у меня будет беременность. У меня не было никакой стрессовой работы, был достаточно щадящий режим жизни, но это то же самое, как читать книжку «Как научиться кататься на велосипеде», а потом сесть на настоящий велосипед. Ты можешь готовиться сколько угодно, читая книги по психологии, и думать, что я подготовлен, но когда появляется ребёнок, этот опыт гораздо более объёмный, чем все книжки, по которым ты готовился. Поэтому, конечно, меняется всё очень сильно.
— Говорят, что дети не могут помешать практике йоги. Но как же не могут? Вот ты лежишь в Шавасане, ребёнок на тебя залезает и пальцем тебе в глаза тычет. Получается, как же не мешает? Конечно, мешает! Это с точки зрения человека со стороны. А ты как это ощущаешь, мешает всё-таки ребёнок личной практике или нет?
— Я считаю так: если ты относишься к чему-то как к помехе, то это и будет помехой. Поэтому если у тебя нет такого отношения к ребёнку, тогда он и не помеха. Понятное дело, что материнство — это не всегда легко, иногда ты устаёшь, иногда случаются бессонные ночи, когда режутся зубы, или ребёнок болеет, и твоя практика тоже меняется из-за этого, меняются твои ощущения в практике, когда ты уставший. На преподавание это тоже, несомненно, накладывает отпечаток. Но при этом ребёнок — это часть моей жизни, и преподавание — это часть моей жизни, личная практика — тоже часть моей жизни. И если я к чему-то начинаю относиться как к помехе, то для меня это вопрос, а туда ли я вообще иду? То ли я вообще делаю? Нужно это мне или нет? Если я считаю, что практика йоги — помеха материнству, или, наоборот, ребёнок — помеха моей практике, то туда ли я пошла в своей жизни?
Несомненно, бывают моменты, когда ты устаёшь или ребёнок капризничает, тут главное, мне кажется, твоё отношение к происходящему. При этом уходить от капризов ребёнка, от того, что ты устал от материнства, в йогу — для меня это тоже сбегание. Если ты устал — отдохни, найди возможность как-то отдохнуть. Допустим, если у тебя есть рядом родные, близкие, супруг, то они могут тебе помочь, дать возможность хотя бы часик отдохнуть. Затем с новыми силами принимайся за йогу, свои обязанности мамы, но не сбегай. Когда ты начинаешь игнорировать свою усталость, то раздражение накапливается, и кажется, что ребёнок мешает заниматься, потому что у тебя уже нет ресурса, чтобы даже просто практику сделать и не раздражаться на коврике.
— Хорошо, дети не помеха йоге, и йога говорит: «Дети — наши Учителя», а чему научила тебя твоя дочка?
— Я могу сказать, что она меня учит терпению, стойкости, но это больше бытовые моменты. Для меня самое главное, что она во мне раскрыла очень много любви. Я почувствовала, что это любовь и так во мне была, но где-то как будто в запакованном виде, а с появлением этого человека рядом со мной она раскрылась до такой степени, что не только на ребёнка её хватало, а, наверное, на весь мир. На жизнь по-другому начинаешь смотреть, всё чувствовать сквозь вот эту любовь. Больше мягкости появляется. Принято считать, что наши родители как бы на ступень выше по отношению к нам, а наши дети — на ступень ниже. И ребёнок, который, как считается, ниже по отношению к тебе, учит тебя своим появлением понимать тех, кто стоит на ступень выше. Ты совершенно по-другому начинаешь понимать своих родителей, почему они как-то поступали или что-то делали, лучше начинаешь понимать их тревоги, волнения, относишься к ним менее эгоистично. Ты уже сам родитель и начинаешь понимать своих родителей, и учит этому именно появление малыша.
— Когда я готовилась к интервью, сама себе задала вопрос, чему меня научил мой сын, и поняла, что он раскрыл во мне вот ту самую доброту, про которую ты говоришь.
— Да, причём она направлена не только на этого маленького человечка рядом.
— Да и на взрослых тоже.
— Да, и вот именно поэтому дети — Учителя с большой буквы, они учат любви и доброте.
— Так здорово, Юля, спасибо тебе большое! Такое у нас получилось разноплановое, очень интересное интервью. Спасибо тебе за то, что поделилась своим опытом!
— Тебе спасибо большое за вопросы!
— Вот если бы я это интервью послушала, когда была на третьем курсе, или когда сама готовилась стать мамой, мне бы оно очень пригодилось, пришлось по сердцу. Давай закончим интервью твоими благодарностями и добрыми словами напутствия тем, кто только собирается стать преподавателем йоги, и студентам младших курсов.
— Я хотела бы безмерно поблагодарить всех тех, кто вкладывает в копилку знания йоги, и всех тех, кто достает из этой копилочки знания и делится с другими. И пожелать тем, кто учится, не сравнивать себя с другими, вдохновляться чужими историями, что-то для себя из них выносить, но ценить свой путь, помнить, что ваш путь для вас самый лучший. Обязательно хочу пожелать, чтобы каждый понимал, чего он хочет от йоги и от жизни, и был честен с самим собой, двигался в том направлении, куда лежит его душа.
— Спасибо тебе большое, Юля!
— Тебе тоже огромное спасибо за общение!
— Я напоминаю, что с нами была Юлия Полякова, меня зовут Анастасия Андрейченко. Если у вас появились вопросы к нашему интервьюеру или к редакции журнала, пожалуйста, присылайте их на почту openyogajournal@gmail.com. И если вы решите так же, как и мы с Юлей, стать преподавателями Открытой йоги, мы приглашаем вас узнать всю информацию на сайте openyogaclass.com. Новая группа Трана стартовала в октябре. Всем большое спасибо за внимание! Юля, ещё раз тебе большое спасибо за вдохновение, за твой посыл доброты и бхавы. Прекрасного тебе времени с собой и с дочкой!
— Спасибо тебе тоже! Всем пока!
Интервьюер: Анастасия Андрейченко
Набор текста: Екатерина Дайя
Редакция: Евгения Агни, Мария Гаятри, Елена Лакшми, Насогма
Главный редактор: Анастасия Андрейченко
Куратор проекта: Керигона