Знание Вед упирается в Родовую йогу. Согласно Родовой йоге, вы должны развязаться со своими предками, вы должны отдать кармические долги. Отдать кармические долги вы можете только лишь в одном случае в отношении ваших предков – это рожать детей, либо поддерживать детей – усыновлять и воспитывать. До тех пор, пока вы не развяжетесь с предками, вы в принципе не сможете достигнуть конечной цели в йоге. Поэтому уже в более поздние времена был сформирован в йоге такой институт, который назывался “четыре ашрама”, или четыре стадии жизни человека.
Первый называется «Брахмачарья». Сначала вы должны достигнуть половой зрелости и фактически подготовиться к своей жизни. То есть предполагается, что вы изучаете разного рода йоги, в том числе и сексуальные йоги, чтобы рождение детей было осознанное, осмысленное занятие. Но сексом в это время вы можете заниматься. Иногда почему-то понятие «брахмачарьи» однозначно трактовалось, как отсутствие сексуальных связей. Это неверно. В более широком смысле «брахмачарью» можно перевести, как нерастрачивание по мелочам, или сохранение того импульса, который идёт на продолжение жизни. По-другому – это накопление знаний, навыков. Это период жизни, когда вы активно учитесь. После прохождения этого периода предписывалось создавать устойчивые семейные пары, рожать детей, жить в счастье, понимании и практиковать те йоги, в которых уже в более явном виде включена сексуальность.
Второй ашрам или по-другому «домохозяин». В нашем случае это то, что подходит под йогу Влюблённости, Тантра йогу, йогу Сексуального Союза. Считается одним из самых счастливых в человеческом понимании периодов жизни, когда у вас есть такая гармония – вы создали такой плацдарм, аэродром, чтобы высшие души учителей родились в вашей семье, ведь основная цель ведических знаний очень своеобразная. Пусть у вас будет какое угодно количество детей, но вы должны быть в состоянии дать хорошее воспитание, внимание, уделить каждому ребёнку частичку душевной теплоты, заботы. Это и есть второй ашрам, вторая ступень на пути постижения и приближения к высшим идеалам йоги.
Третий ашрам начинается, когда ваши дети подросли и фактически у вас пошли внуки. С этого момента вы свободны, вы отдали кармический долг. И тогда можете практиковать какие угодно практики. Почему? Потому что вы уже с этого момента свободны, вы пришли в этот мир “в долг”, ваши мама и папа вас воспитывали и вы, соответственно, должны отдать долг, чтобы родились ваши дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки. Они вырастают и перестают в вас нуждаться. В этот момент наступает для вас действительно возможность как угодно проводить свою жизнь – практиковать разные и даже экстремальные, экстремистские практики на своём духовном пути. Но не забывайте, что йога всячески вас призывает к сбалансированному пути. И даже если вы проиграете и ничего не достигните, то вы обеспечите себе бессмертие на тот момент, на который вы начали этот третий ашрам, или третью стадию своей жизни. Потому что ваши дети вас всегда родят, даже если вы там глупостей каких-то наделали в духовной жизни, в физической жизни – в какой угодно. Ну и наконец, как утверждается в древнем знании, наступает некая четвёртая стадия, после этой третьей. То есть когда за время третьей стадии вы сделали всё, что хотели в этой жизни.
Четвертый ашрам. Йога в этом периоде призывает вас по полной программе раскрыться, получить максимум выполнения своих каких-то потаённых надежд или желаний и, как утверждается в древнем знании, рано или поздно, поток желаний исчерпывается тем фактом, что они все исполняются. А вы приходите к такому состоянию, что просто больше ничего не хотите желать, потому что вы и так знает, что всё сбудется. Кроме того, за все эти предыдущие стадии, занимаясь йогой, вы действительно достигаете всех тех способностей, которые называются чудесными, или сверхспособностями. Когда намерение начинает совпадать с реализацией намерения, и когда нет желаний. Желания есть тогда, когда есть разница в том, что вы хотите. После третьего ашрама жизни, наступает четвёртый, когда вы, как учат древние знания, становитесь “свободны при жизни”. Если мы говорим про Индию, то на этом этапе жизни люди иногда уходили из семьи и начинали вести странствующий образ жизни. И когда мы читаем про многочисленных аскетов, про многочисленных йогов, которые творят чудеса, но которые не задерживаются на одном месте больше трёх дней, а идут всё дальше, дальше и дальше, при этом обладают какими-то способностями. Это и есть люди, отказавшиеся от мира, или саньясины.
Это четвёртый ашрам, или четвёртая стадия мира, когда человек изучил всё, что надо изучить на первой стадии, отдал священный долг, нарожал детишек и славно прожил со своим мужем или своей женой, наконец, реализовал всё то, что бы он хотел реализовать для себя лично. Потом, поняв, что все его желания в этой жизни исполнились, что все моменты, о которых он там даже и не мог и мечтать, выполнились, он вдруг начинает осознавать, что есть что-то выше, чем понятие желания. Это понятие нашего мира как раз и есть рывок в конечную цель йоги – это запредельное состояние освобождения, или состояние сверхсамадхи. Или то состояние, когда человек реализует весь замысел, для чего должен быть бы создан этот мир. После чего йоги и йогини могут больше не возвращаться в этот мир, потому что им здесь делать нечего, или в своей милости вернуться в этот мир опять родившись детьми только лишь для одной цели – чтобы помочь другим. И когда вы будете думать о своих будущих детях, конечно же, в первую очередь, имеет смысл призывать всех тех учителей и учительниц йоги, чтобы они пришли к вам в виде ваших детей. Если такое случится, считайте, что добрая часть вашей личной негативной кармы просто исчезла.
По материалам лекции “Йога и дети” от 24.09.2011 г., автор Вадим Опенйога