Поговорим о моменте возникновения Натья Йоги или театральной йоги.
Мифология говорит нам о том, что была примерно следующая ситуация: когда Сатья юга, первая юга, стала завершаться и когда началась деградация людей, Бог Индра пришел к Брахме и попросил его дать такой инструмент, который помог бы остановить деградацию. Люди были уже не в состоянии заниматься духовным самопознанием, они были не в состоянии работать над собой и нужен был какой-то инструмент, который этим «ленивым душам» дал бы шанс не деградировать дальше. В ответ на это Брахма создал Натью или театральную науку, где разыгрывались бы такие сцены, такие действия, которые поднимали бы всех зрителей на качественно новый, высокий уровень самопознания.
В эпоху Сатья юги человек должен был изучать Веды, практиковать многочисленные ведические ритуалы и обряды, всякого рода упражнения, тем самым достигать высших состояний духовности. В следующую эпоху, Трета югу, была создана Натья, которая должна была настолько сильно привлекать внимание зрителей, настолько сильно должна была их вдохновлять, заставлять концентрироваться на происходящем, чтобы зрители невольно получали те же благие духовные заслуги, как и жрецы, которые в ведические времена практиковали методы Вед.
Обычно, когда на Западе говорят о возникновении той или иной науки, того или иного вида искусства, то стараются представить это как прогресс: в древние времена ничего этого не было, но с течением времени сформировалась якобы «культура», сформировалась якобы «прослойка деятелей культуры», и якобы «духовный план» стал выше. Здесь же мы видим противоположную ситуацию: возникновение театра считалось отчаянной попыткой остановить духовную деградацию. Фактически это не прогресс, а скорее регресс.
В древности люди не нуждались ни в каких театральных постановках, не нуждались ни в каких зрелищах, так как жизнь их была настолько наполнена, что времени не оставалось на что-то другое. Если провести грубую параллель с нашими днями, то сейчас огромное количество людей по всему миру сидят у экранов телевизоров и смотрят многочисленные мыльные оперы, многочисленные сериалы. Эти люди не живут своей жизнью, они живут жизнью тех героев, которых показывают по телевизору. Произошла подмена.
В эпоху Сатья юги в этом не было необходимости, эта необходимость возникла позднее, как отчаянная попытка остановить деградацию. Следующий момент: так как люди уже были не склоны понимать всё могущество и всю запредельную мудрость древних Вед, то Индра обратился к Брахме с просьбой создать такой вид деятельности, который позволял бы, не особо напрягаясь, духовно самосовершенствоваться. Или по-другому: простым, приятным времяпрепровождением достигать высот.
Наконец, следующий момент: те постановки, которые демонстрировались, должны были делать людей более духовными, делать людей более осмысленными, осознанными и более свободными. Это было заложено изначально. Само понятие театра задумывалось как инструмент, чтобы делать людей лучше, но пользоваться при этом моментом развлечения. Всё стало деградировать, и мы получили в дальнейшем извращение этого инструмента, когда театральные постановки перестали людей делать лучше.
Примерно тоже самое, что сейчас происходит по всему миру, для чего снимают фильмы, с какой идеологией, никто о нравственности не думает, вообще никто ни о чём не думает!
Следующий момент, который чрезвычайно важен для понятия Натья Йоги заключается в том, что согласно древним предписаниям в Индии было четыре касты, четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Шудрам запрещалось изучение Вед. Понять это достаточно просто: уже в те эпохи были люди, не склонные понимать всю глубину Вед и мантр, поэтому, чтобы не давать такой мощный инструмент по изменению себя и окружающего мира людям безответственным, считалось, что шудрам нельзя давать знание Вед. Но не потому, что это были люди второго сорта, это были люди по степени самоосознанности намного ниже.
В некотором смысле они были как дети. Вы никогда не будете давать, например, маленькому ребенку заряженный автомат Калашникова, чтобы он с ним играл. Вы не будете давать ему ручную гранату, чтобы он с ней как-то развлекался, он может причинить вред себе и окружающим. Вот по этой причине был ограничен доступ шудрам к древнему ведическому знанию.
В то же самое время не было таких жёстких кастовых границ. Ты мог родиться в одной касте, а затем в течение жизни перейти в другую касту. В Ведах мы находим упоминание о таких прецедентах, когда человек рождался в касте шудр, а потом в течение жизни переходил в касту брахманов. По аналогии с современным миром: тестирование на предмет адекватности и ответственности за свои поступки.
В эпоху Трета юга смешение достигло колоссальных масштабов, всё труднее и труднее стало идентифицировать, то ли душа относится к касте шудр или брахманов, то ли ещё к кому-нибудь. Надо было давать упрощённый вариант ведических знаний, который могли бы воспринимать сразу все. Поэтому Индра пришел к Брахме и попросил создать Натья Веду.
Он попросил сделать её такой, чтобы все касты, все варны смогли её лицезреть. С самого начала была положена такая идеология, что Натья это искусство для всех! Если Веды это для высокодуховных представителей людей, то Натья это для всех.
Фактически предполагалось проводить какие-то практики ведические, и получать результат, как это было в эпоху Сатья юга, но можно было достичь тот же самый результат посредством Натья йоги, посредством театральной йоги.
Поэтому вы должны для себя с первых минут отметить, что Натья йога это не просто зрелищный бизнес, где развлекают всех. Нет, это глубочайшая духовная практика! Не менее могущественная, чем проведение того или иного ведического ритуала.
Если неправильно воспользоваться могуществом Натья йоги, то можно было разрушить государство. Собственно говоря, что мы и видим в современную эпоху. Есть деятели культуры с большой буквы, которые учат через те или иные театральные постановки разумному, доброму, вечному. Заставляют быть добрее, быть мудрее.
Когда вы видите театральные постановки, которые призывают к деградации, какому-то непотребству, к чему-то такому животному, то, как следствие, начинает страдать и всё общество.
Если сейчас все эти многочисленные нарушения легко сходят с рук тем или иным актёрам или режиссёрам, то в древности к этому относились чрезвычайно внимательно. Неправильно устроенная сцена могла привести к тому, что в стране начиналась эпидемия или какие-то захватнические войны. В некоторых главах Натья Шастры сказано, что даже если верёвка, которой отмечают будущее здание театра в период строительства, порвалась, то это вело к катастрофическим последствиям. Более того, даже интересные подробности иногда приводятся, что если верёвка порвалась на две половины, то умрёт правитель на территории которого строится этот театр.
Таким образом Натья йога, театральная йога возникла как ответ на деградацию человека, как попытка приобщить к знанию Вед абсолютно все касты. Это была попытка через развлечения заставлять людей духовно расти или приближаться к идеалу Вед, становиться более свободными, более осмысленными и в большей степени приобретать то или иное могущество. Поэтому, если вы приходили на театральную постановку и наблюдали её, то по завершению этой постановки вы выходили более могущественными, более умелыми, знающими и духовными. Вот это был изначальный идеал театральной йоги!
По материалам семинара «Натья йога» от 30.06.2012 г., автор Вадим Опенйога.