Понятие Рита – это понятие мирового закона Гармонии, понятие ощущения процессов в окружающей Вселенной, в нас самих. Это ощущение и жизнь в этой истинности непротиворечия. Когда мы что-то делаем и окружающая нас Вселенная не ставит нам препятствия, не вставляет палки в колёса, а, наоборот, отзывается и усиливает наши намерения, наш творческий импульс, тут требуется ухватить ритм.
Если вы возьмёте кинокамеру и начнёте медленно, по кадру в день, снимать окружающий пейзаж, а потом быстро просмотрите отснятое, то тот пейзаж, который выглядит неподвижным, начнёт претерпевать какие-то цикличные метаморфозы. Скажем, дерево стоит без листьев. Вот листья распустились. Вот листья пожелтели, покраснели, упали, вот опять голое дерево стоит, вот опять листья. Если в быстром ключе это всё просматривать, начинаешь ухватывать этот ритм, за всем скрыто что-то цикличное.
От человека требуется понять это что-то цикличное, что-то гармоничное, что-то, что прячется за всем окружающим. А прячется именно этот мировой закон порядка, мировой закон истинности, когда что-то одно совершенно гармоничным образом сменяет другое. И это есть жизнь. Жизнь есть истина.
Такой интересный момент – в древности над проблемами истины, жизни, цикличного закона Риты размышляли древние мудрецы Риши. Они могли посвятить этой задаче много лет жизни, иногда несколько жизней. История говорит нам, что многие достигали победы в осознании этого грандиозного первоисточника. Когда мудрец постигал первооснову Вселенной – его захватывало ни с чем не сравнимое чувство экстаза, настолько сильное, что по сравнению с ним, все остальные ощущения, размышления, переживания блекли. Человек, осознавший и переживший это откровение, становился другим человеком – он раскрывал свой потенциал, становился свободным, бессмертным во всех смыслах этого слова.
Но потом, когда натиск откровения того, как всё сделано, кто есть ты, что есть Вселенная, как это взаимосвязано, несколько утихал, внутри человека оставалась невыразимейшая радость. Радость бытия, радость осознания, радость того, что мир остался старым, но он уже понимает, как всё прекрасно сделано. Такого человека подхватывала эта радость и он начинал спонтанно эту радость проявлять.
Вспомните, как проявляют спонтанно радость детишки, когда они что-то хорошенькое получают. Они прыгают, радуются, танцуют! Вот точно так же иногда начинали вести себя убелённые сединами древние Риши. Он мог заслужить репутацию такого солидного, вменяемого Брахмана, жреца, знатока тайн, а тут он, как маленький ребёнок, начинает прыгать, веселиться, бить в ладоши. Причём, окружающие люди хотя и видят странность в поведении, но, тем не менее, за каждым его жестом, за каждой его улыбкой, за каждой его репликой ощущается что-то грандиозное, что он не просто сумасшедший – сидел, медитировал и втихаря свихнулся. Ничего подобного! За этим ощущалось что-то «сверх». Радость, счастье, осознание бытия, осознание гармонии. Или радость, счастье, осознание принципа Риты.
Как только человек по-настоящему осознаёт эту мировую Гармонию, она как волшебная музыка, его подхватывает и он спонтанно начинает выражать эту радость, счастье через танец. Таким образом возникли танцы. Когда тебя захватывает осознание гармонии, истинности и красоты того, что происходит, то ты начинаешь выражать это доступными тебе способами – какими-то движениями рук, ног, какой-то жестикуляцией, хлопаньем в ладоши, при этом можно что-то припевать себе под нос или громко, человек начинает всячески эмоционально проявляться. Причём, свои проявления он как-то пытается синхронизовать с тем ощущением космического ритма или космического закона Риты. Получается, что он как бы танцует под музыку Вселенной или, как бы сказали средневековые философы, под музыку Сфер.
К тебе приходит осознание грандиозности того, чем ты являешься на самом деле, какие перспективы открывает перед тобой Вселенная, когда ты веришь в свои силы, когда ты понимаешь, что всё только от тебя зависит. Как ты хочешь, так и прочертишь свою траекторию в жизни, причём в радости, в счастье, в наслаждении. И, в конце концов, достигнешь сверхсостояния, абсолютнейшей свободы. Причём, еще может и не понимаешь, как это связано, но уже как собака чувствуешь, что идёшь по какому-то мистическому пути. У тебя нет сомнений в голове, у тебя только радость, что идёшь куда надо, что все мысли, положения, логические выводы как бы нанизываются на это «сверх».
Это состояние, когда ты обладаешь проблесками сверхзнания, а всё обычное знание, как услужливый слуга, всегда сделает всё, что захочет господин. Надо проявиться в области математики – напишем формулу; надо в области искусства – пьесу или гимн, как в Ригведе напишем; надо в хозяйственной деятельности себя проявить – в ней проявим, в чём угодно. Если есть это мистическое ощущение внутренней истины, правды, причастности к чему-то живому, если есть это в основе, то есть оптимизм. Это то, что вы найдёте в Ведах, это то, что испытывали древние мудрецы. Оптимизм предельный! Радость и счастье. Живи сам, давай жить другим. Пользуйся моментом того, что такая игра, такой танец, такое сотворчество, такая возможность осуществить что-то грандиозное. И это тут же начинает проявляться в каких-то действиях, в танце, в спонтанном танце!
Чем больше человек вовлекается в этот танец, тем больше он вплетается в эту Риту. Если вы чувствуете ритм, мелодию Вселенной, делаете каждый свой жест согласно этому ритму; если у вас есть первые проблески осознания этой гармонии и вы начинаете под эту гармонию делать какие-то движения руками, ногами, спонтанно, не задумываясь что-то петь под нос, то каждое ваше слово, каждое действие идёт в гармонии с Ритой. И вы, услышав эту гармонию, подстраиваетесь под эту гармонию и своим маленьким движением руки или движением ноги начинаете в общей упряжке, в общей йоге усиливать то, что должно быть усилено, или где-то затормаживать то, что должно быть заторможено. Потому что у всего есть периоды подъёма, периоды спада, периоды в чём-то одном, периоды в чём-то другом, то, из чего и рождается гармония. С одной стороны, крайности – каждая крайность безжизненна, но когда эти крайности сменяют одна другую в каком-то окрасе, то получается что-то чарующее, волшебное, фантастическое и захватывающее.
Вдруг рождается совершенно уникальная возможность того, что каждым своим действием вы усиливаете эту гармонию. Если у вас была какая-то негативная тенденция, которая шла против этой гармонии (когда-то вы делали движения рукой, которые были против законов Вселенной, как бы в антифазе), то теперь вы как бы компенсируете свою негармоничность. Вы как бы искупаете свою Карму, сделанную когда-то, перевешиваете позитивной Кармой, когда каждое ваше движение идёт в согласии с Рита, с этим импульсом.
Получается, что с одной стороны, осознание Риты ведёт к проявлению в танце, с другой – танец к осознанию и большему проявлению Риты. Отсюда родились совершенно мистические практики, причём мы находим эти практики у самых разных народов, культур, не только ведических. В Ведах наследие Индийской цивилизации донесло до нас очень много искусств, связанных с танцем, в мифологии сплошь и рядом образ танцующего Шивы. Шива Натараджа многорукий, многоногий, очень изящный. Момент танца – неотъемлемая часть ведической культуры, это проявление гармонии, истинности, изящества, красоты.
В то же время – это могущественное средство или могущественная йога – йога, ничем не уступающая таким йогам, как Хатха йога, Крия йога, сделанная по тому же самому принципу – есть гармония. В других йогах эта гармония выражается более сухими словами: «там, где надо себя заставить, и там, где можно себе позволить». В Рита йоге не делается такого сухого замечания, а скорее там, где твоё сердце подскажет, где как надо делать, отдайся этой гармонии, отдайся этому прекрасному. И фактически, если человек начинал делать такие движения, такой спонтанный танец в гармонии с Рита, то у него возникали сверхспособности по управлению Вселенной, таким танцем человек мог управлять всем чем угодно, всем на свете.
Такие же моменты мы встречаем в культурах, далёких от Индии. Всякого рода шаманские танцы в среде людей, живущих в джунглях, в Сибири, танцы Дервишей – очень интересные, по определённой логике сделаны. Причём само по себе понятие «танец» очень интересное, с одной стороны, оно имеет космический универсальный характер, но тут же может прийти в явно выраженное взаимодействие противоположностей, как это мы видим в Рите. В дальнейшем это нашло отражение в парных танцах между мужчиной и женщиной, мужчина и женщина как две крайности проявления Вселенной. В таком виде танцы до нас дошли в Европе, одно время они были чрезвычайно популярны, целые ритуалы – приглашение, как подойти, что сделать.
Феномен и таинственность танца известна в разных культурах и это представляет очень большой интерес для изучения. Но так как мы с вами занимаемся йогой, Ведическими знаниями, то нам хотелось бы разобраться, в чём суть, логика танца, что такое танец вообще. И чтобы это понять, приходится исследовать глубинные пласты Ведического знания, глубинные пласты йоги. Но нас сейчас это интересует в более практическом выражении.
Получается, что если вы осознаёте истинность, то к вам приходит танец – красивый, спонтанный, рождающийся из сердца. Но, также справедливо и обратное: если вы начинаете танцевать, то через свои действия, движения лучше начинаете понимать себя и Вселенную, вы настраиваетесь на этот мировой закон Гармонии и ритма и он до вас начинает лучше доходить. Как и в любой другой йоге, это в двух направлениях работает – от танца к Рите, от Риты к танцу. От гармонии, через выражение этой гармонии в танце, от танца к осознанию этой гармонии – это единое неразрывное целое. Это очень серьёзное направление философской мысли, серьёзнейшая йога, и она имеет практическое выражение через вполне конкретные практики.
Прежде, чем мы с вами коснёмся невыразимых высот Рита йоги, хотел бы обрисовать первые шаги на этом пути.
Что такое Рита йога? С формальной точки зрения её нельзя назвать йогой танца, хотя танец присутствует. Но это танец не в нашем узком западном понимании, а танец в своей первооснове, это как танец маленького ребёнка, который радуется, прыгает, хлопает в ладоши, припевает. Это когда нет разницы между мироосознанием, мироощущением и нашей возможностью через наше грубое физическое тело это как-то показать. Когда нет вранья, когда ребёнок обрадовался, он не врёт. Ему хорошо и он показывает, что ему хорошо.
Такую же вещь использует эта йога – это элемент честности, истинности, который мы выражаем с помощью танца или каким-то речитативом. Получатся, что формально подход Рита йоги может включать в себя и элементы Мантра йоги и элементы Крия йоги, где мы двигаемся, как в танце. Но если в Крия йоге это более оговоренные движения, в определённой последовательности, то здесь – предельная спонтанность.
Идеология Рита йоги такая, что если вы почувствуете гармонию в себе и начнёте с помощью с этой гармонией как-то двигаться, то вы моментально настроитесь на гармонию снаружи. Осознавая гармонию снаружи, вы построите ещё лучшую гармонию внутри и по нарастающей. Эта йога выполняется как спонтанный танец. Чтобы ухватить, получить затравку, чтобы начать эти спонтанные движения радости, очень часто применяются внешние факторы в виде каких-то музыкальных инструментов, иногда самых примитивных: хлопанья в ладоши, стучание в барабан или какие-то палочки.
Рита-йога призывает нас почувствовать спонтанную гармонию Вселенной, встроиться в неё и творить вместе со Вселенной. Каждый ваш жест это не просто жест, это творение в этой Вселенной, это дополнение, украшение этой Вселенной. Причём, на вашем локальном уровне вашего мироощущения, но самое интересное, что потом это переходит в глобальный уровень. Иногда это сохраняется в неких отсталых племенах, как такая первобытная магия – жрец начинает в бубен барабанить и танец исполнять, и, глядишь, какие-то светопреставления происходят. У нас, к сожалению, нет возможности в полном объёме рассмотреть сейчас эту йогу.
Но, вернёмся к практике. Одно из самых первых упражнений заключается в том, чтобы заставить вас почувствовать внутри себя эту гармонию – спонтанную песню, спонтанный танец, исполнение спонтанного ритма в гармонии со Вселенной, в гармонии с самим собой. Если вы будете это делать, вы будете приближаться к осознанию первоосновы, истинности того, чем вы являетесь на самом деле и того, чем является Вселенная. Будете идти путём йоги – это путь йоги, но совсем с другой стороны не аналитический, а чувственный.
Конечно, заставить человека вот так заниматься Рита-йогой или позволить ему творческое, спонтанное проявление очень тяжело – мы врали долго. Мы врём во всём. Мы врём в речи, мы врём в каждом своём движении. Иногда это обусловлено, иногда бывают ситуации, когда посуду хочется бить, а ты должен себя заставить ничего не делать. Но это с одной стороны, когда мы выдержку и терпение проявляем. Гораздо хуже, когда мы из-за второстепенных моментов неведения, глупости ведём себя не так, как мы должны были бы себя вести, естественно, как дети. Мы ведём себя как хитрые взрослые. И с этим надо что-то делать.
Если мы начинаем танцевать – мы зажаты, мы думаем, а как нас оценят? А что про нас скажут? Вдруг я некрасиво выгляжу? Мы же привыкли врать, мы же привыкли подстраиваться под чужое мнение, не под мнение Вселенной, с которой ты один на один, не под мнение своего Высшего «Я», суть которого ты представляешь, а под мнение чего-то другого, что может оказаться иллюзией или недоразумением.
Обычно говорят: «хороший вкус», «плохой вкус». Кинокритики сказали – этот фильм плохой, а половина человечества смотрит его с замиранием сердца. Или, наоборот, кинокритики очень похвалили что-то, ты идёшь, смотришь и думаешь: «Господи, как это на экран вообще можно было выпускать?» Или бедный автор написал книгу – и разгромная статья в газете. Кто написал? Критик. А этот критик сам что-нибудь написал в жизни, прежде чем других критиковать? Нет, не написал. Мы начинаем подстраиваться иной раз под плесень. Мы сами начинаем добровольно себя загонять под чужое мнение, а это мнение совершенно постороннее, не имеющее отношения ни ко Вселенной, ни к нам, совершенно ни к чему. Просто человек деньги зарабатывает, может, он ту книжку не читал даже, а написал отзыв, не читая. Так тоже может быть.
Мы зажаты, мы подстраиваем каждое своё действие под чужое мнение, причём не знаем, откуда оно берётся. Но йога не была бы йогой, если бы она не использовала всё. Принцип йоги – обрати поражение в победу. Да, вы зажаты, да, вы стесняетесь, да, вы комплексуете, да, вам хочется стихи декларировать кошачьим голосом, а вы думаете, как меня воспримут? А почему нет? А почему бы кошачьим голосом эти стихи не продекламировать? Если вы считаете, что именно так и должно быть, если вы никому не мешаете, если никому плохо от этого не будет, почему нет?
Рождается такой метод, вполне конкретный, медицинского характера, что яд в небольших количествах превращается в лекарство. Поэтому в Рита йоге призывают делать какие-то движения сознательно некрасиво. Говорят вам, что так танцевать нельзя – это некрасиво, а вы начните танцевать именно так. Или сами вы думаете, если я так махну рукой – это будет выглядеть некрасиво. Махните. Или если вы начнёте таким истошным голосом что-нибудь завывать – это будет считаться негармоничным, а я сейчас именно таким голосом и начну завывать. Если я сейчас начну барабанить на своём барабане именно эту мелодию – это будет непрофессионально. А я начну именно так делать. Но не забывайте, что всё попадает под первый принцип йоги – соседям на нервы не действуем своими экспериментами – выберите место, где вы никому не помешаете, и вам, чтобы никто не помешал.
Сначала делаете что-то сознательно плохо. Потом, о чудо, чем больше вы будете пытаться делать плохо, тем больше вы начнете понимать, что делать плохо – очень тяжело, в вас заложена гармония, т.е. вы делаете плохо, а оно не получается плохо! Хотите делать плохо, а оно получается хорошо! И вы начнете осознавать, что плохо получается только лишь в одном случае, если вы врёте, если вы начинаете подстраиваться под что-то чужое. Если вы подстраиваетесь под что-то чужое, у вас в голове начинается мешанина, ни своего – ни чужого. Вот тогда – плохо. Сознательно сделать самому плохо практически невозможно, потому что вы есть суть гармония, вы есть суть Риты. И вокруг Вселенная – суть Риты. Просто не получается плохо, хочу сделать плохо, а не получается, оно само собой переходит на «хорошо». Этот момент чрезвычайно важен во всех упражнениях Рита йоги.
Упражнения самые разные, но меня интересуют упражнения, которые внешне похожи на спонтанный танец, когда люди начинают спонтанно танцевать под музыкальное сопровождение. В нашу эпоху это может быть магнитофон. Опять же – стараться некрасиво танцевать и что-то себе мурлыкать истошно. Обратите внимание, что детишки иногда так бесятся. Одни дома остались и давай на кровати прыгать, руками, ногами махать, при этом что-то верещать. Вот такая йога – очень спонтанная, очень детская, открытая. Мы себя пытались зажать, а естество наше раз и отбрасывает всё, чужое мнение и как мы выглядим. Естество пошло, пошла и Рита – внутренняя гармония, внешняя гармония.
Есть разного рода усиления этих практик. Например, это смена ритма, был один ритм, внезапно ритм поменялся. Было как-то по одному – раз и сменилось. Или ритм 1-1-1 идёт – раз, замолкает. Как такая детская игра есть «замри!» – и в том положении замираешь. Другой ритм, и ты должен из этого положения, в котором замер войти в другой ритм. Смена ритма позволяет нам настроиться. Самое главное спонтанность. Чудесная практика. По сути дела её надо всячески практиковать. Например, танец со звуком, т.е. не просто спонтанный танец, но ещё вы сами себе музыкальное сопровождение обеспечиваете – о чём вижу, о том пою.
По материалам семинара «Веды» от 22.10.2010 г., автор Вадим Опенйога.