1. Сантоша — что это?
2. Проявление майи в нашей жизни
3. Как неведение порождает карму
4. Как принципы Йоги могут помочь в достижении сантоши
5. Конкретные практики для поиска сантоши
6. Засеиваем семена благой кармы, придерживаясь сантоши
7. Место сантоши в системе Патанджали
Каждый хочет быть счастливым, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, заниматься саморазвитием, творчеством, делать то, что любит, достойно зарабатывать. Также, несомненно, у всех есть свои заветные мечты, глобальные цели, планы на год и на будущий отпуск. Нам хочется достичь манящей точки в недалеком будущем, где у нас всё прекрасно, мечты исполнены, нет никаких проблем, и мы получаем удовольствие, наслаждаемся заслуженными плодами приложенных усилий. Но есть ли эта точка на линии жизни в реальности? Наше столь желанное счастье находится в будущем или это состояние не зависит от времени и может быть с нами в каждый момент жизни? Ответить на этот вопрос поможет Йога.
Следовать принципу сантоши
Согласно «Йога-Сутрам» Патанджали, одному из первоисточников древнего знания, для продвижения по пути Йоги следует соблюдать некоторые предписания. Одной из таких рекомендаций является следование принципу сантоши. Этот термин входит в понятие «ниямы» — второго звена восьмеричной системы Патанджали — и означает «успокоение, насыщение, удовлетворённость»¹. В сутрах говорится: «Вследствие удовлетворительности [становится возможным] непревзойдённое счастье»².
Понимание и практическое соблюдение этого принципа может ускользать от нас в силу разных причин. Иногда в своём отчаянном стремлении к поставленной цели мы забываем о настоящем моменте, о том, что прекрасная жизнь уже разворачивается перед нами прямо сейчас, каждое мгновение. Нам кажется, что нужно ещё чуть-чуть, и тогда придут счастье и радость. Совсем немного не хватает, нужно потерпеть, поработать, пострадать, а потом можно будет наконец-то расслабиться, насладиться жизнью и результатами своих трудов. Или наоборот, мы настолько устали от этой гонки, что нет сил дальше бежать, все наши мечты кажутся далёкими и несбыточными, опускаются руки, и наваливается разочарование, а вместе с этим появляется и неудовлетворённость текущим положением дел. Так проявляется майя.
Природа майи
Майя — это санскритский термин (в переводе «иллюзия», «видимость»), в индийской религиозно-философской традиции — «особая сила… одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая этому миру проявиться во всём своём многообразии»³. Майя порождает иллюзию и не позволяет нам видеть истинную реальность.
Согласно Аксиоматике йоги высшее «Я» находится вне пространства и времени. Истинная природа человека неотличима от природы Абсолюта, и высшее «Я» каждого существа проявляется в этом мире и одновременно находится за его пределами, там, где нет понятий пространства и времени. «Так как дух по своей природе не ограничен временем или пространством, то он бесконечен, всепроникающ и полон самим собой»⁴. С точки зрения нашего высшего «Я» понятия «прошлое» и «будущее» являются лишь условностью и в абсолютном смысле слова не существуют. Внутри пространства и времени находятся только проявления высшего «Я», то есть наши тела.
Действовать самым эффективным способом в настоящем можно, только принимая во внимание, что сейчас, прямо в эту секунду, каждая точка Вселенной гармонична и просветлена, поскольку это естественное состояние нашего высшего «Я». Но мы не ощущаем этого состояния гармонии и всепоглощающего счастья из-за покрывала майи, хотя уже прямо сейчас имеем всё, чтобы испытывать счастье и радость.
Следствием действия майи является неведение, а оно порождает карму. Карма — это закон причинно-следственной связи, который гласит, что у каждой причины есть своё следствие и у каждого следствия есть своя причина. Каждое действие порождает семена кармы, которые мы несём в виде отпечатков на наших телах: физическом, тонком и причинном. Если человек сунул руку в огонь — на руке будет ожог. Это и есть явное проявление действия закона кармы на физическом уровне. Отпечатки на тонком и причинном уровне не столь очевидны, их нельзя пощупать, но они оказывают прямое воздействие на нас и наше мировосприятие. Например, мы можем испытывать определенные эмоции в связи с предыдущим негативным опытом, и этот опыт тянуть, как на веревочке, за собой в будущее, перенося его на события текущего жизненного момента. Отсюда неверные представления относительно многих ситуаций и явлений в нашей жизни, из-за чего мы можем совершать неправильные, неуместные поступки.
Принципы Йоги и достижение сантоши
Согласно философии школы Открытой Йоги, нам следует соблюдать Первый принцип Йоги — не причинять никому вреда без крайней на то необходимости, и Второй принцип Йоги — стараться быть максимально эффективными в достижении поставленных целей. Поэтому для продуктивной реализации Второго принципа Йоги в нашей жизни и достижения намеченного, лучшим вариантом будет принять тот факт, что уже прямо сейчас у нас есть всё необходимое для того, чтобы быть счастливыми.
Когда мы находимся в гармонии с самими собой и довольны тем, что имеем в настоящий момент, у нас нет терзаний по поводу того, как оно могло бы быть, нет сожалений, пустых фантазий и недовольства окружающей действительностью. У нас есть абсолютно всё, чтобы мы смогли достичь любых целей. Если мы наметим план для их реализации и будем планомерно двигаться по выбранному пути, сделав первый шаг по направлению к своей мечте, Вселенная обязательно сделает тысячу шагов нам навстречу!
Соблюдение Первого принципа Йоги — непричинения вреда другим ни мыслью, ни словом, ни делом — позволяет нам не создавать условий для разворачивания нашей негативной кармы в будущем, а значит, формирует для нас лучшие условия. Мы более спокойно и взвешенно принимаем решения, наш ум не скачет подобно дикой обезьяне, мы всё воспринимаем более ясно, и сантоша реализуется автоматически.
Практики для поиска сантоши
Наши мысли всегда стремятся либо унести нас в будущее, либо зацепиться за паттерны прошлого. Гораздо важнее находиться «здесь и сейчас» и действовать, исходя из чувствования настоящего момента. Конечно, это непросто. Сначала нам нужно научиться наблюдать за собой, своими ощущениями и проявлениями. Обрести гармонию с собой и почувствовать настоящий момент поможет практика йоги:
- Концентрация на дыхании. Мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом — так в нашу жизнь входит всё для нас необходимое. Мы делаем выдох — и с ним уходит всё старое, неуместное, лишнее. Находясь в настоящем моменте, мы начинаем чувствовать, как все жизненные процессы в нашем теле сонастраиваются с пульсацией Вселенной. Так мы учимся ловить гармонию настоящего момента и ощущать её в жизни.
- Рита йога — йога танца, когда мы двигаемся в ритме Вселенной, прислушиваясь к ней и настраиваясь на её волны. Рита йога помогает нам непосредственно ощутить движение окружающего нас мира и перемещаться свободно в своё удовольствие, наслаждаясь гармонией настоящего момента.
- Медитация на Центральный канал — Сушумну. Это главный энергетический канал, берущий начало у основания позвоночника, проходящий параллельно ему и заканчивающийся на макушке головы. В этом канале нет ни пространства, ни времени, он совершенно прямой и пустой внутри. Любое наше действие или мысль, направленные на Центральный канал, будут отзываться в нашем теле счастьем и радостью. Таким образом, практикуя эту медитацию, мы приближаемся к осознанию своего высшего «Я».
Бхакти йога. Этот вид йоги учит нас восприятию прекрасного в каждом движении и проявлении жизни. Например, мы можем наблюдать за движением облаков по небу и в какой-то момент настолько погрузиться в этот процесс, что исчезнет сам процесс мышления. Мы станем этими облаками, летящими по глубокому закатному небу. Нам ничего не нужно в этот самый миг. Мы полностью удовлетворены тем, что происходит вокруг нас. И мы счастливы. Это и есть сантоша — довольство тем, что имеешь, и тем, где находишься.
Засеиваем семена благой кармы, придерживаясь сантоши
Любые события в нашей жизни напрямую зависят от нас самих. Мы сами творцы своей реальности и несём полную ответственность за то, что с нами происходит. Поэтому если мы выбрали идти по пути саморазвития, всегда важно помнить о принципах Йоги, следовать им и даже при неблагоприятных обстоятельствах и разворачивающейся негативной карме не позволять ей втянуть нас в ещё более сложные жизненные ситуации. Важно памятовать, что каждый шаг влияет на наше будущее. Не стоит беспокоиться о карме, которую мы ещё не сформировали, или о той, которая уже разворачивается сейчас, главное, какие семена мы закладываем для нашего будущего! «Помыслы о насилии… возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения… [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания…»⁵
Также важно помнить, что если мы честно выполняем всё, что от нас зависит, то другую, не зависящую от нас часть работы, мы можем с полной уверенностью на благоприятный исход доверить Вселенной. Мы будем во много раз эффективнее, если сконцентрируем все свои усилия на том, что в наших силах и не будем излишне накручивать себя мыслями о возможном будущем или переживать о прошлом.
Понимание того, что абсолютно всё находится в наших руках, помогает нам уверенно двигаться по жизни. Каждый маленький шаг на пути к поставленным целям будет расширять нашу свободу, а с ней будут появляться новые возможности в нашей жизни. Придерживаясь принципа сантоши, мы действуем с иной мотивацией: это уже не длительный забег за фантазиями о воздушных замках в далёком будущем, а размеренное движение к нашим целям. При этом мы наслаждаемся как процессом, так и результатами наших действий.
Место сантоши в системе Патанджали
С точки зрения Патанджали, для достижения состояния читта вритти ниродха — остановки мыслеформ на поверхности разума — необходимо придерживаться принципа сантоши, который является залогом спокойного радостного ума. Такое состояние позволяет успешно практиковать следующие ступени: дхарану, дхьяну и самадхи, поскольку внимание будет меньше отвлекаться на метания, сомнения и страдания. «При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное обособление»⁶.
Следование сантоше даёт нам возможность поработать с глубинными ассоциативными связями, успокоиться, принять настоящий момент таким, какой он есть, без желания что-либо поправить, принять себя со всеми достоинствами и недостатками.
Руководствуясь концепцией сантоши, мы следуем по жизни, довольствуясь и наслаждаясь каждым моментом. Так мы приближаемся к возможности преодоления своего неведения, к преодолению иллюзий насчёт себя, окружающего нас мира. Будущий сценарий нашей жизни ещё не написан, а своими неуместными мыслями мы можем помешать проявиться той лучшей реальности, которая уготована для нас.
Совершайте любые действия, направленные на достижение желаемого, но помните о принципах Йоги и наслаждайтесь жизнью прямо СЕЙЧАС!
____________________________
¹В.А. Корчегина // Санскритско-русский словарь под редакцией В.И. Кальянова / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Русский язык, 1987, 944 с.
² «Йога-сутры Патанджали». Сутра 2.42 / Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука, 1992. – 142 с.
³Исаева Н.В. Майя // Новая философская энциклопедия /Ин-т философии РАН;- 2-е изд., испр. и доп. – М.:Мысль, 2010.
⁴1.54 Шива Самхита
⁵«Йога-сутры Патанджали». Сутра 2.34 / Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука, 1992. – 139 с.
⁶«Йога-сутры Патанджали». Сутра 3.55 / Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука, 1992. – 181 с.
Автор статьи: Веренея
Автор рисунка: Веренея
Редакция: Евгения Агни, Мария Гаятри, Елена Лакшми, Насогма
Главный редактор: Анастасия Андрейченко
Куратор проекта: Керигона