5 литров масла.

Поехала я как-то в поликлинику. В очереди в регистратуру передо мной стоял мужчина пожилых лет. Когда медсестра дала ему кучу бумажек, я видела, что ему не вполне понятно, что с ними делать. Я стала ему объяснять, так мы и познакомились с Анатолием. После мы вышли на улицу и так как он жил в соседнем дворе, решили немного прогуляться в окрестности. Как истинный джентльмен и воспитанный человек, он звал меня в гости на чашку чая. Но я вежливо отказывалась, пока не узнала историю его жизни.

Родился Анатолий в рязанской области в семье, где было 4 детей. Отец работал на тракторе в совхозе и когда сам он подрос, папа устроил его косарем. Выдали ему косу «семёрку» и отправили в поле рожь косить. Выстроились мужики в ряд и то и дело покрикивают мальчишке – не задень пятки товарища, не сруби с ног! Сердце его билось отчаянно, три пота сходило от страха, а он все крепче держал косу и через неделю работы попривык, успокоился, отработал новый навык. Коса берет ряд в два метра, вот четко один за одним и ходили так мужики по полю, снимая спелые колосья и скирдовали в стоги. Каждому выдавали по 10 процентов собранного урожая, когда Анатолий получил первый свой заработанный пай, семья им гордилась. Семья работящая, сам Анатолий ответственный. Рано семью завел и родили они с женой Зинаидой 2 дочки.

Пришло время в армию поступать, а он тогда в совхозе на хорошем счету был, знали его как уверенного в себе, надежного человека, да еще с профессией. Отучился в техникуме, тогда это было редкостью, но отец постарался за сына. Пошел Анатолий к начальнику и стал просить дать ему отпуск на 2 месяца до армейки, чтобы семью как надо устроить, а затем со спокойной душой в армию отчаливать. А тот говорит – дело хорошее, ты верно поступаешь, отпуск я тебе дам, только мы люди партийные, поэтому иди к главному секретарю и проси с моего разрешения подтверждения.

Пришёл Анатолий и говорит – начальник поддерживает, говорит иди на два месяца семьей заниматься, а затем можно и в армию. Что тут началось! «Какая тебе армия? Ты у нас один с образованием, можно сказать. Если уйдешь в армию, я тебя сам отправлю туда, где земля копытами не топтаная…» – ударил кулаком по столу секретарь. «Жди, мне надо кое с кем переговорить!» – говорит.

Анатолий ждал целый месяц, потом его пригласили на беседу и объявили, что теперь он будет председателем совхоза, время сейчас не военное, торопиться некуда… Так и оставили Анатолия трудиться в рязанской области. Пришлось ему «работникам зерно по килограмму выдавать, когда был урожайный год, и когда не урожайный по двести грамм»…

Вскоре после войны (упустим эту часть). Вернулся брат Зинаиды Николай со службы под Германией и направили его в город Бронницы, московской области руководить сельским хозяйством в должности председателя. В то же время серьезно заболела младшая дочь Анатолия, а лечение было доступно лишь по знакомству в Москве. Николай Иванович, имея весомые связи в столице, сумел устроить девочку на лечение. Всё готов был бросить Анатолий и стал он проситься перевестись в Бронницы поближе к дочери. Паспортов тогда у каждого не было, 50е годы… Паспорта давали лишь по особенным случаям. Нельзя было взять и просто уехать с места жительства. Пришлось выбивать ходатайство. С боем Анатолий получил выписку и получил новое место назначения в Бронницах. Где его приняли на должность главного техника на ферме. Просто так не взяли бы в новое место, нужно было заслужить более высокую должность, показать себя сначала. Это было что-то вроде испытания.

*****

Много лет спустя, супруга оставила Анатолию возможность говорить только с её портретом, по-прежнему улыбаясь каждое утро любимому мужу теперь лишь с комода у кровати. После смерти супруги Анатолий сильно переживал горькую утрату, ему пришлось продать большой дом, где вместе с Зинаидой они прожили более 50 лет счастливой жизни, и переселиться поближе к старшей дочке в Москву, в надежде избавиться от тяжкого чувства одиночества.

– А я ведь был недавно в гостях у Николая Ивановича, у него несколько гектаров земли, пастбища, пасека на тысячу улей. Он меня засыпал подарками, и мясом кабанины. Они, кстати, выращивают диких кабанов на ферме. И телятины, и мёда 20 литров, и масла! Мне это одному и за год не съесть…

Вторую часть истории я уже слушала сидя за столом и попивая чай с мёдом на кухне Анатолия. Он показал мне набитую мясом морозильную камеру и бочку мёда, поставил чайник на огонь. Я видела тот самый портрет, на котором неизменно улыбалась молодая Зинаида рядом со счастливым молодым Анатолием…

Эта история похожа на вымысел, разве кто-то сейчас так делает в наше время, не беспечно ли это? – спросите вы. О как мне не хватает в это «наше время» людей, которые были бы столь же искренни, светлы и доброжелательны, как Анатолий. Меня не покидает ощущение, будто мы должны были встретиться тогда. Может-быть, я напомнила ему его, ушедшую несвоевременно, младшую дочь, может-быть Зинаиду в молодости, только глаза его светились от счастья рядом со мной. Я видела, что для него эта встреча была важна и мне не хотелось покидать его скоро. Вот ради чего стоит жить, ради других людей, ради возможности выслушать другого человека, помочь ему, быть рядом, когда необходимо, не ожидая ничего взамен. Жить стоит ради встреч с людьми!

Я возвращалась домой с ощущением чуда, а рядом у пассажирского сидения стояла 5 литровая бутыль деревенского подсолнечного масла с Бронницких полей – гостинец, который преподнёс мне Анатолий. 5 литров человечности, добра и счастья!

6 комментариев к “5 литров масла.”

  1. Какая же история, Марина!!! Спасибо, что поделилась с нами! Ради таких встреч – понимаешь, что все не зря и стоит жить.

  2. …”жить стоит ради встреч с людьми”. Да, Марина, замечательный рассказ!

    1. Я так рада, что вам это понравилось. Благодарю!

  3. marinasamatva

    Спасибо, Марина!!!🌞Сколько же всего, ты смогла передать в этом рассказе!!!💗💗💗💗

Комментарии закрыты.