Чтобы бороться с перекосами, в древней традиции йоги пытались всячески разбавить логику или же обрамить этот алмаз логики йоги оправой из оберегающих, смягчающих механизмов. И делалось это достаточно виртуозно.
Все древние трактаты по йоге были написаны в стихах. Это сейчас при попытке перевода тех трактатов, которые дошли до нас, на английский, а затем и на русский язык, теряется поэзия, а порой и смысл, заложенный в поэтических трактатах. Но изначально существовала поэзия йоги. Более того, в йоге считалось, что поэтический дар – это высочайшее проявление творчества, один из высочайших даров, которым может обладать человек.
Существует два взгляда на мир- мир разума и мир эмоций, ощущений. Поэзия как раз и дает мир эмоций и ощущений, некие полутона, полунамеки, некие интуитивные толчки. Так вот, в древности изложение того или иного вопроса древние йоги облачали в стихи, причем иногда в очень красивые стихи. Читая тот или иной трактат в стихах, человек как бы получает тройное воздействие. Во-первых, смысл, который несет стих. В то же время так изложен был сюжет, подобран слог, что невольно передавались некие ощущения, некий поэтический аромат, и человек, читая трактат, попадал в эту ауру. Это происходило подобно тому, как мы сейчас, читая поэтов серебряного века, также неуловимо очаровываемся невыразимым. Собственно это и отличает поэтов с большой буквы от тех, которые в силу каких-то обстоятельств начинают писать, как им кажется, стихи. Написать стихи, которые бы цепляли или вдохновляли, может лишь поэт, у которого помимо разума включается сверхразум или, можно так сказать, уровень интуиции. Действительно все великие поэты, которые вдохновляли и умели влиять через стихи, в этом смысле обладали и умели проявлять те же способности, которые умели проявлять йоги и йогини. Поэтический дар – это высший дар нашего сверхразума, нашей интуиции. Люди, обладающие им, ни больше ни меньше как пророки. Они как бы с уровня сверхлогики могли передать импульс этой высоты при помощи слов. Обычные же люди, которых обуяла мания величия или желание прославиться, из кожи лезут вон, дабы насочинять как можно больше стихов. И они их могут писать целыми томами, только вот одна беда – их никто не читает.
Итак, в этих древних стихотворных трактатах прослеживался уровень логичности, уровень поэтичной иносказательности, и, наконец, самый высочайший, таинственный уровень, уровень прямого толчка в просветление. Это подобно толчку, который так заставляет работать разум, когда мы изучаем древнее стихотворное йоговское произведение, что, помимо осмысления, помимо очарования, еще и заставлял человека сделать шаг в невыразимое.
Когда все три компонента присутствуют в стихе, он превращается в мантру. Поэзия является высшим разделом Мантра йоги. Но еще раз хочу подчеркнуть – настоящая поэзия! Поэзия с большой буквы! Таким образом, вся невербальная информация аксиоматики йоги излагалась словами логики и тут же за счет поэзии она смягчается другим взглядом на мир, другим способом постижения мира: через образы, чувства, эмоции. Мы помним, что у чувств, эмоций, образов есть очень хорошее свойство – через них, иногда, сквозит невыразимое. То, что через логику нельзя передать, может быть донесено через чувства и эмоции. Но в то же время у чувств и эмоций есть и огромная опасность – это отражение инстинктов, которые мы в себе несем со времен жизни в телах животных.
2009.03.21 Система аксиом “Микрокосмос”. Поэзия и Йога. (Вадим Запорожцев)