Спросите у людей на улице, что такое йога – и большинство ответит, что это когда люди принимают какие-то экзотические позы, завязываются узлом, стоят на голове, лежат на гвоздях… и так далее. Как правило, это всевозможные упражнения со своим физическим телом. Это такой стереотип восприятия йоги. И это действительно так, т.к. до наших дней наиболее хорошо сохранилась именно именно Хатха йога – это йога статических упражнений, когда мы принимаем разные позы и удерживаем их, в отличие от других, таких как крия йога, пранаяма йога. В крия йоге – динамика, в пранаяма йоге – дыхательные движения, в Хатха йоге – это статические положения тела. Так получилось, что под словом йога дожила именно Хатха йога. Хотя, сколько существует проявлений человеческой жизни, столько существует и различных видов йог. Просто получилось так, что Хатха йога лучше сохранилась, как самая популярная.
Сегодня мы займемся Хатха йогой, которая является набором статических упражнений, которые являются прекрасным набором, панацеей для решения многих физических проблем, для усиления интеллектуальной мощи, для улучшения жизненного состояния, для здоровья, для ощущения радости и счастья. Поэтому прежде чем мы пойдем рассматривать Хатха йогу, коротко рассмотрим предысторию ее возникновения.
История возникновения йоги с академической точки зрения.
Если вы почитаете древние мифы, древние тексты, то заметите что понятие слова йога и сверхспособностей человека «слипалось» в древних трактатах. Более того, понятие «Хатха йога» прикасалось к такому понятию как аскетизм – это когда человек уединялся в безлюдные места на долгое время и очень долго, то на одной руке стоял, то с вытянутой ногой, в какой-нибудь неудобной позе и в сознании людей их так же называли – Хатха йогами. Но что существенно – те люди, которые практиковали аскетизм – они достигали несколько иных целей иными средствами. Хотя и есть общая территория пересечение с Хатха йогой.
Потом, если вы начнете интересоваться, что знает академическая наука в отношении йоги – вы столкнетесь рано или поздно с шестью ортодоксальными системами Индии (так вот они классифицированы учеными). Выделено много направлений, в том числе вот эти шесть ортодоксальных систем, одна из которых так и называется – Йога. Поэтому в научных кругах под словом «йога» – понимают одну из ортодоксальных систем Индии. И как только произносится слово «йога» сразу всплывает текст, который называется «Йога сутра Патанджали».
Был мудрец такой, которого звали Патанджали, который написал эти сутры. Крайне лаконичные, ни одного лишнего слова. Если собрать все эти сутры, то получится несколько страничек, поэтому их очень тяжело понять. Патанджали выделил восьмеричный путь в йоге, 8 ступеней по которым человек должен подниматься к вершинам йоги. Вот как раз то, что мы назвали Хатха йогой – статические упражнения тела – это как раз 3-я ступень.
Сначала идет яма – это кодекс такой взаимодействия человека с окружающим миром, вторая ступень – нияма – это некий набор правил в отношении самого себя. Яма регламентирует жизнь человека в социуме, нияма регламентирует его внутреннюю жизнь, а третья ступень – асана – в дальнейшем стала называться йогой. Некоторые, правда, объединяют под словом йога 2-ую и 3-ю ступень. Но в настоящее время принято разделять Хатха йогу и пранаяма йогу.
Так вот – эта 3-я ступень называется – асана (перевод – поза, но подразумевается именно поза для медитации, т.е. удобная, в которой можно находиться часами без дискомфорта). Все многообразие поз (тысячи) пришло позже. Все позы Хатха йоги направлены на то, чтобы развить физическое состояние и убрать все дискомфорты, несовершенства здоровья и прочее, таким образом, чтобы человек мог сидеть в одной позе с прямым позвоночником для медитации часами, не испытывая дискомфорта, и, чтобы ничего не мешало и не отвлекало.
Здесь ключевой момент – это позвоночник. Поэтому в некоторых школах считается, что позвоночник это некая ось, вокруг которой вращаются все асаны.
Во времена ведические, йога граничила с аскетизмом. Когда человек удалялся и в одной неподвижной позе мог стоять иногда месяцами. Затем во времена Патанджали этот раздел асан выделился в умение достижения устойчивого сидения для медитаций. А уже позже – дается детальное описание этих самых поз. Причем позы уже не только для медитаций, но просто для развития.
И дошедшие до нас наиболее подробные и в хорошем состоянии описания дошли из такого раздела йоги как тантра йога. Наиболее доступны сейчас трактаты «Гхеранда Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Шива Самхита», «Горакша Самхита». Там даются более подробные описания поз, но все эти трактаты насквозь пропитаны влиянием тантризма. На западе сейчас есть даже такая точка зрения, что свое развитие Хатха йога получила именно под влиянием тантризма. Все это с академической точки зрения.
По материалам семинара Хатха йога, автор и ведущий Вадим Опенйога.