Декарт. Метод эффективного мышления

Автор: Вадим Опенйога
Дата:
 2012.12.01.
Где: 
Международный Открытый  Йога Университет
Краткое описание : 

Принцип вечного видоизменения в МОЙУ и в чем он проявляется. Йога сновидений для детей, как донести ее до ребенка? Второй принцип йоги. Кто такой генерал Беркалов? Почему не возможно сделать преподавателя йоги за две недели? Первый и Второй принцип йоги для студента МОЙУ. В чем состоит смысл йоги? С какой бы проблемой вы не столкнулись, знайте, что ваше представление о ней – это майя, иллюзия. Всяческий вопрос расчленять на столько частей, чтобы решение тем по возможности облегчалось. Начинать всегда с простейшего, легко доступного и постепенно восходить к сложнейшему, чтобы даже в тех случаях, где нет естественной последовательности, устанавливать определенный порядок. Всюду делать настолько сложные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено из виду. От логики к сверхлогике или глупости? Если вы будете нелогичными, вы проиграете. Как развивалась наука в средневековой Европе? Йога – это теория плюс практика. Артха йога по методу Декарта. Карма йога отчет, как личный пиар.

Итак, друзья, у нас сегодня 01 декабря 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу, мой твиттер yogaopenyoga. Давайте, друзья, заводите себе все твиттеры, потому как быстрого средства общения, коммуникации я не вижу. Все социальные сети другие, слишком большие, пока прочитаешь, пока напишешь – уже остальными делами заниматься некогда. Так вот, это у нас лекции Международного Открытого Йога Университета, вся архивная информация на сайтах www.openyoga.ruwww.yogacenter.ru , www.happyoga.narod.ru .

У меня село горло, как вы заметили. Видите, это, видать, не судьба нам начать с Бхагават Гиты, поэтому я сегодня предложу вам одну тему на обсуждение. Тема на мой взгляд чрезвычайно важная, жизненная, и чрезвычайно востребованная в вашей повседневности. Это касается и йоги, это касается и работы, это касается всего, чем вы занимаетесь в жизни. Это – воплощение второго принципа йоги на одном достаточно интересном примере.

Принцип вечного видоизменения в МОЙУ.

Но, прежде, чем мы пойдем рассматривать этот пример, у кого-нибудь, может быть, есть какие-то вопросы другие? Давайте их также осмыслим. И, прежде чем мы все это продумаем, я хотел бы, чтобы кто-нибудь себя похвалил по нашей доброй традиции. Ну и опять же, сколько у нас там заочников? Кого только нет!  Мы не успеем перечислить. Кто хвалить себя будет?

Из зала: Мне на работе дали премию за позитив.

Вадим Опенйога: Так, еще раз, медленнее, чтобы мы прочувствовали. Представься.

Елена, группа Астра: Мне на работе дали премию. Когда я спросила: «За что?», мне сказали: «За позитив!»

Вадим Опенйога: Это по-йоговски, да!

Хорошо. Есть ли у кого какие-то вопросы по йоге? Вы помните, что наши лекции – формат наших лекций МОЙУ, это, в первую очередь, чтобы формировать мышление у студентов. Поэтому мы можем в любой момент развернуть тему, вставить всё, что считаем нужным обсудить. Мне нужны личности. Каждый из вас станет личностью по выпуску из МОЙУ. Иначе я так не согласен жить. Всё, Басим не даст соврать, заточено на то, что если систему образования надо скорректировать, мы её тут же меняем, система адаптируется в изменяющихся условиях, что называется, принципа вечного видоизменения, в этом смысле мы – шактисты. С другой стороны, мы, как бы оставляем только одно неизменным – это идеологию, древнюю идеологию йоги, идеологию Вед, идеологию вот этого гуманистического знания свободы и познания, соотношения долга, свободы и так далее. Поэтому, если есть вопросы, давайте их сперва обсудим. Есть ли у кого какие? Или заочники там чего? Думаем. Нет вопросов.

Из зала: Я Вам на семинаре задавала вопрос по поводу связки йоги Влюбленности и йоги Сновидений, Вы отправили к рассказу «При встрече»… не нашла.

Басим: У Марка Твена…

Вадим Опенйога: Да что же такое?! Сейчас я скажу, где прочитал: есть такой славный журнал, называется «Чудеса и Приключения», издавал его, ещё пока был жив, Василий Захарченко. Это главный редактор «Техника Молодежи» еще в 60-е годы, когда «Техника Молодежи» была таким культовым изданием. Потом его как-то так почему-то прогнали из «Техники Молодежи», после чего «Техника Молодежи» стала медленно, но верно умирать. Так вот, в 1992 году он создал новый журнал, который называется «Чудеса и Приключения». Ну, разные периоды, конечно же, переживает этот журнал после смерти Захарченко (он умер, к сожалению), но, тем не менее, там достаточно интересные вещи встречаются, и в частности, там я точно видел этот рассказ. Я не помню, в каком номере и за какой год, но это уже можно по-другому определить. Так, ну что там?

Йога сновидений для детей.

Вопрос от заочного студента: С какого возраста и как донести ребёнку тему осознания себя во сне?

Вадим Опенйога: С какого возраста и как донести ребенку тему осознания себя во сне? Не знаю, сложный вопрос. Но насилия над детьми точно не должно быть. Потому что иногда мы хотим какие-то свои мечты, которые не можем реализовать сами, перенести на наших детей. И не всегда бывает хорошо от этого тоже. Поэтому я думаю, что здесь надо в каждом конкретном случае гармонично поступать.

Я помню, когда я маленький был, терпеть не мог читать. За что мой родитель – отец, на меня даже где-то с презрением смотрел: «Ну как?! Вот это я родил?!» А мне было интересно бегать-прыгать, с ребятами гулять, мне была интересна природа. Не знаю, опять же, как у Марка Твена: Том Сойер с Геккельбери Финном вместе. Вот. А тут меня заставляют сидеть и что-то читать… А мне – книжку открываешь, ни одной картинки, ну вообще! Тут же закрываешь! А потом пришло время, я сам заинтересовался, сам как бы начал читать, во всяком случае, сейчас умею. Вот точно так же и с йогами, такими, как йога Сновидений. А вот сестра у меня, наоборот, стала читать, чуть ли не в 4 года, и все прекрасно.

Из зала: А можно на вопрос ответить?

Вадим Опенйога Давай, попробуй. А чего это я сам? У меня горло село, друзья! Вы помните, да? Где-то написал: «ВВЗ приходят и уходят, Открытый Йога Университет остается». Каждый из вас должен быть в состоянии в любой момент сесть на мое место и продолжить там, где я оборвал свою фразу. Прошу!

Есауленко Аня, группа «Чатур»: Просто, по собственным воспоминаниям, я помню, что когда я была маленькая, осознанных сновидений у меня было намного больше, чем сейчас. И когда я первый раз услышала об этом, я вспомнила: «Ах, ну я же тогда сама решала, куда мне слетать, что мне посмотреть, что увидеть». И мне кажется, донести до ребенка это достаточно просто – надо обсуждать с ним: «А что ты видел во сне? А куда ты ходил? А в следующий раз сходи туда-то, посмотри то-то».

Вадим Опенйога :  То есть найти правильную форму подачи.

Аня: Да, предлагать ему именно варианты, чтобы он во сне что-нибудь сделал. Если он рассказывает, если он летает: «О, в следующий раз слетай, навести того-то того-то». И он, может быть, это вспомнит, это учтет, и это как-то, мне кажется, поможет ему в осознании.

Вадим Опенйога Хорошо, спасибо, да, спасибо.

Басим: Дополню. Из общей теории йоги Сновидений, сновидения случаются из-за наличия праны. Если есть прана, то мы пробуждаемся. Это касается не только мира сновидений. Если есть прана, то мы пробуждаемся здесь и живем. То же самое касается сна. И нужно в этих обсуждениях…

Вадим Опенйога Басим, я прошу прощения, у меня каламбур родился: «Если у нас есть прана, нас прет!»

Басим: И вот, в этих обсуждениях хорошо бы подсказывать помимо… Почему вообще у детей это чаще происходит? Потому что у них изначально очень много праны! Куда направлять и как обыгрывать те ли иные сценарии сновидений, которые с ними случаются, опять-таки, в сторону первого и второго принципа. Когда мы, взрослые, мы, проснувшись во сне, увеличиваем количество праны в сновидении тем, что начинаем практиковать йогу во сне. А ребенок, у него нету привычки практиковать йогу в бодрствовании, нету привычки практиковать йогу во сне, у него и так много праны, но можно разными такими обсуждениями направлять сценарий сновидения именно на соблюдение Первого и Второго принципов. Потому что йога, это и есть эти принципы, и он может переоткрыть какие-то упражнения или сделать их.

Вадим Опенйога Ну, видишь, Аня, как мама, а Басим, как папа. Аня – более понятно, Басим – теорию завернул.

Второй принцип йоги.

Так, ладненько, друзья, значит, смотрите, у меня тема такая для нашей сегодняшней беседы: это Второй принцип йоги. И, дабы проиллюстрировать его с разных сторон, я хочу показать его с точки зрения того, что называется современной наукой, это попытка, в общем-то, реализовать Второй принцип йоги без Первого. И понятно, что то, что мы называем современной наукой, оно возникло сравнительно недавно, лет 300-400 назад, может, чуть больше.

И началось все с таких столпов, как, скажем, Декарт. Вы многие слышали это имя, надеюсь, в школе были Декартовы координаты. Попалась мне тут недавно книжка Александра Помагайло, вот такая у него фамилия интересная. Хороший дядечка, очень хороший, мне нравится у него стиль. Книжка называется «Оружие победы и НКВД», вот такое вот название. Я её, честно говоря, прочитал от начала до конца, и огромное количество самых удивительных фактов обнаружил о том, собственно говоря, как создавались наши танки, пушки и прочее, прочее.

И, друзья, мрачная, на самом деле, картина-то вырисовывается. Потому что, когда читаешь, когда там просто какие-то антисоветчики-политзаключенные выступали против системы, то и отношение, честно говоря, всегда такое, не очень, например, мне интересное, потому что всегда находится кто-то, кто чем-то не доволен, при любой власти, при любом раскладе. Но, когда начинаешь интересоваться биографией вполне конкретных заслуженных, известных людей, в частности, конструкторов вооружения, и вдруг видишь, что все они, практически, в подавляющем большинстве, либо сидели, либо должны были сесть, а еще большое количество имен, о которых мы просто не знаем, потому что их тупо расстреляли, то вот, например, для меня это в большей степени характеризует эпоху, чем выступления политиков, там, или еще кого. Потому что мало ли кто там с какой стороны посмотрит.

Так вот, в своей книжке Александр Помогайло написал одну главу про создателя дальнобойных орудий. И, в том числе, включил сюда небольшой фрагмент из работы академика Крылова о Декарте и о вот этой системе получения знания, после которой человек начинает доминировать. Доминировать в жизни. Вы помните, высказывание ещё древних римлян было, что: «Война – отец всего», они говорили.

И, действительно, фактор как бы выживаемости наиболее четко и красиво… не красиво – мрачно, выпукло виден во время войн. А войны, понятное дело, выигрывают не только генералы, но и солдаты, и конструкторы вооружений. А так как у меня голос сел, я попрошу Александра, но уже не Помогайло, а Александра второго зачесть эту главу, она сама по себе очень интересная, ну и потом остановиться на правиле из четырех пунктов, которые вывел Декарт для того, чтобы анализировать сложные вопросы жизни, не важно научные. Бытовые или какие угодно.

Прошу.

Александр: Глава называется «Создатель дальнобойных орудий».

«…19 июня 1943 года, когда вышло постановление об амнистировании со снятием судимости ряда специалистов, вместе с М.Ю.Цирюльниковым в этом постановлении упоминалось и имя Беркалова. Это имя тоже было вычеркнуто из истории и хорошо забыто, а оно принадлежало одному из самых выдающихся конструкторов в области вооружений. Вот что вспоминал о Беркалове патриарх российского и советского кораблестроения академик Крылов: «Мировая война послужила поводом к развитию и возникновению целого ряда технических вопросов. Для примера я ограничусь одним из них – стрельбой на дальние расстояния, около 100 верст. Известно, что немцы обстреливали Париж с подобной дистанции снарядами 9-дюймового калибра, причём была получена изумительная меткость. Так, например, 5 или 6 снарядов легло подряд около Гар Монпарнас, на площади около ста саженей радиусом. Большого вреда этот обстрел такому городу, как Париж не приносил, но можно вообразить такой случай, когда нравственное значение такой стрельбы было весьма сильно. Ясно, что и нам было необходимо добиться такой же дальности, чтобы не быть отсталыми в этом деле. Начальник морского полигона Беркалов, по-видимому, разгадал способ стрельбы, примененный немцами. Он показал прямыми опытами, каким образом из существующих орудий сообщить снаряду начальную скорость, соответствующую дистанции в 100 верст и более. Начальник сухопутного полигона Трофимов показал расчетами, как, увеличивая длину орудия, можно добиться увеличения начальной скорости. Понятно, что для целей морской артиллерии, решение Беркалова предпочтительнее, ибо на море стрельба на 100 верст будет применяться только в исключительных случаях обстрела портов, крепостей и тому подобного, а не для боя между судами, и значит выгоднее иметь обычного типа орудия большого калибра, и к ним специальный боевой запас для дальней стрельбы, нежели специальные пушки малого и среднего калибра. Для изучения этих артиллерийских вопросов и производства опытов образованы специальные комиссии». Статья академика Крылова называлась «О некоторых современных научно-технических вопросах», статья крайне интересна, поскольку, думаю, в ней Крылов точно определяет основу германской мощи в Первую Мировую войну. Академик писал: «В чем состоит истинное понимание всякого дела, и чем оно достигается?

На этот вопрос еще 300 лет тому назад дал ответ великий философ и математик Декарт. Вот 4 его правила:

  • ничего не признавать за истинное и не класть в основу суждений, как только то, что ясно признано разумом за таковое, опасаясь всякой торопливости и предвзятости мнений.
  • всякий вопрос расчленять на столько частей, чтобы решение тем по возможности облегчалось.
  • начинать всегда с простейшего, легко доступного, постепенно восходить к сложнейшему, чтобы даже и в тех случаях, где нет последовательности, устанавливать определённый порядок.
  • всюду делать настолько полные перечни и общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено из виду.

В точности следовать этим правилам, и значит, придать делу научную постановку.

Германия и поставила у себя военное дело на истинно научную почву, и заблаговременно позаботилась с гармонической подготовкой всего, что нужно для войны. Вспомним знаменитую немецкую пунктуальность – откуда она? Не является же она биологической особенностью арийской нации. Конечно, нет! Расчленение дела на части и тщательное выполнение каждой из частей – суть философии француза Декарта, перенятый немецкими учителями и внедрённый немецкими педагогами в дух и плоть нации».

Академик Крылов продолжал: «Научно обсуждая всякий вопрос, Германия увидала, что в таком обсуждении не место прилагательным. Слова «большой», «малый», «много», «мало» ничего не выражают, а единственный точный вопрос есть «сколько»? И единственный точный на него ответ «столько-то». Недаром в Писании сказано: «Вся числом и мерой сотворил еси». Мера и число должны лежать в основе всякого дела».

Крылов продолжал: «Обсуждая все на числах, а не на словах, Германия ясно оценила все количество всякого рода предметов боевого снаряжения и снабжения, которое потребно для миллионов призываемых. Она ясно осознала, что всего заблаговременно заготовить нельзя, что потребуется самая напряженная работа во время войны для пополнения расходуемого. Это пополнение могла доставить только сильно развитая промышленность во всех её видах. И Германия тщательно позаботилась о всемерном развитии своей промышленности в мирное время. Развитие промышленности она видела не в искусственном её поддержании при помощи покровительственных тарифов и пошлин, а в правильной и широкой её постановке. Эта же постановка достигалась созданием новых отраслей производства, массовым использованием того, что, казалось, не имеет никакой ценности, установлением усовершенствованных способов производства. Здесь она увидала, что необходимо развивать творчество. А истинное творчество требует не столько знания мелочной технической рутины, сколько широкой научной подготовки, дающей возможность сопоставлять факты и извлекать заключения из самых разнообразных областей. Германия, начиная с простейшего и расчленяя вопрос, поняла, что основой техники является, так называемая чистая, или отвлеченная наука, что техника есть потребитель научного творчества, и поэтому надо обеспечивать самое творчество, самое производство научных методов, открытий и исследований, изобретений. Вот эта, своевременно осознанная истина и привела к развитию университетов, к созданию таких государственных лабораторий, как Рейхсконсалт и таких, как Политехникум в Берлине. В самих университетах приучение к самостоятельному творчеству ставится во главу угла.

Действительно, приучение к самостоятельному творчеству у нас не было, было прямо противоположное: догма, догма и догма. Сознание, что творческая деятельность не выносит принуждения, а требует полной свободы облекается в принцип. Этот же принцип влечет за собой создание недостигаемо высоких, при иных условиях, курсах приватиссимо, которыми наука, действительно, двигается вперед, хотя они и доступны единицам. Бухгалтерски эти «приватиссимо» представляются недопустимой роскошью, но принцип подавляет бухгалтерские подсчеты контрольных установлений и расчеты, вроде того, во сколько обходится государству каждое слово Кронекера или Веерштрасса, проникшее в ухо слушателя. Прививается сознание, что этими словами создаются дизели и рентгены, а тогда эти слова нельзя, даже и оценивать, на вес золота. Крупные промышленные предприятия идут по стопам государства, они основывают свои лаборатории, свои исследовательские станции, привлекают к свободной творческой работе научно образованных деятелей, и быстро видят, что затраты окупаются сторицей. Так вырастают Цейс, Крупп, Бломен-Восс, АЕГ, Бадеренсода и прочие, и им нет числа. В войне эта промышленность в единении с наукой и проявилась в той мощи, сокрушение которой потребовало четырёхлетнего напряжение от полумира».

Увы, слова Крылова остались гласом вопиющего в пустыне. Если в немецких университетах еще в начале XX века преподавался курс научного мышления, то в СССР не преподавался, даже Декарт. Вспомним марксистско-ленинскую философию, как её преподавали лекторы: единственный вопрос, что всерьез рассматривался, «что первично – материя или сознание»? Лекторы убеждали, что идея вторична, первична материя. В этом был политический подтекст: интеллигенция, созидающая идеи, вторична, первичен созидатель материальных благ, рабочий класс и возглавляющий её авангард – Коммунистическая партия. Вот, в общем, и вся философия советского времени. По сути, она была примитивной агиткой истинной философии, т.е. любви к мудрости, в ней не было ни на грамм. Сейчас мне кажется даже странным, что будущих инженеров, конструкторов, ученых не учили думать; режим подрывал корни своего же господства. Но вернемся к Беркалову.

Генерал Беркалов.

До Революции он был генералом, профессором Морской Академии. Именно Беркалов являлся создателем тяжёлой морской артиллерии Российского флота. По характеру он был, можно сказать, классический представитель русского офицерства с великолепными знаниями, культурой, внутренней дисциплиной и чувством долга. Была же эпоха людей чести и долга, эпоха романсов в салонах и духовых военных оркестров в Летнем саду. Эпоха веры в Царя и Отечество, эпоха стихов «Королева играла в старом замке Шопена, королеве внимая, полюбил её паж», эпоха великих русских ученых, писателей, художников, музыкантов, которые поражали своими творениями весь мир.

К выдающимся русским учёным принадлежал и Беркалов, создавший знаменитую «формулу Беркалова», по которой во всем мире рассчитывались орудия. После Великой Октябрьской революции, генерал остался жить в новой власти. Сам Ленин выписал ему охранный документ и выделил солидное жалование. Оставили генералу и его квартиру в Петрограде.

Поскольку наступила разруха, то комиссия особых артиллерийских опытов, в которую входили видные конструкторы артиллерийского вооружения, вынуждена была заняться чистой наукой без применения её на практике. Сами того не ожидая, конструкторы довольно быстро создали новую теорию, заложившую базу для конструирования артиллерийских систем, приборов и боеприпасов. Трофимовым, Ардоутовским и Беркаловым были созданы снаряды, наиболее выгодные в баллистическом отношении формы.

Когда разруха была преодолена и возникла возможность проверить свои находки на практике, то выяснилось, что полученные по новой науке снаряды имели дальность стрельбы на 25-30% больше без изменения конструкции орудия. Если же провести полную модернизацию боеприпасов (плотность, вес и качество зарядов), то дальность у огнестрельных систем возрастала до 50% у пушек и до 30% у гаубиц. В конце 1920-х годов конструктор участвовал в работах по восстановлению и достройке кораблей. Разработанные проекты были достаточно хорошими. Тем не менее, корабли были пущены на слом, поскольку положение страны было в то время тяжелым. Орудия, однако, были использованы для укрепления черноморских бастионов и позднее сыграли свою роль в обороне Севастополя.

В 1937 году Беркалов был арестован. Его жена Тамара пыталась защитить мужа, заявив, что не отпустит его одного, на что услышала ответ: «Не волнуйся, у нас есть ордер и на твой арест, так что собирайся и ты». Обвинение в шпионаже Беркалов отверг: «Делайте со мной, что хотите, но этот бред я не подпишу». Тем не менее, он был осужден.

И только в 1939 году ему предложили работать по специальности в тюремной «шарашке». У виднейшего специалиста в области корабельных вооружений было потеряно два года – предвоенные два года, те два года, в которые Германия проводила интенсивное качественное перевооружение. На предложение работать по специальности Беркалов ответил ультиматумом – он потребовал освободить жену. И властям пришлось уступить. Беркалов попал в артиллерийскую «шарашку» ОКБ-172, которой предстояло сделать очень много артиллерийских систем самого различного назначения. Подробное описание ОКБ можно встретить в воспоминаниях одного из работников шараги Владимира Померанцева. По прибытии, Померанцева прежде всего поразило, как тонко работает охрана, чтобы разделить заключенных: кормили заключенных по разным категориям, в зависимости от угодливости и усердия, это разобщало, делало одних привилегированными, других – изгоями, так, что разбивало возможное сопротивление. Естественно, особый стол был выделен для стукачей и «подсадок».

После нападения фашистской Германии началась эвакуация, но были эвакуированы только лица с высокой квалификацией и самый необходимый персонал, остальных же отправили обратно в лагеря. Померанцев вспоминал:…»

Вадим Опенйога Ещё кусочек; к сожалению, тут еще много интересного. Детали не нужны, вот здесь.

Текст: «…В книге Александра Солженицына «В круге первом» есть упоминание о Беркалове. Один заключенный шарашки поучает второго: «Штопка только тогда эффективна, когда она добросовестна. Боже Вас упаси от формального отношения. Не торопитесь, кладите к стежку стежок, и каждое место проходите крест накрест дважды. Потом, распространенной ошибкой является использование гнилых петель у края рваной дыры. Не дешевитесь, не гонитесь за лишними ячейками, обрежьте дыру вокруг. Вы фамилию такую, Беркалов, слышали?» «Что? Беркалов? Нет». «Ну как же, Беркалов, старый артиллерийский инженер, изобретатель этих, пушек БС-3. замечательные пушки! У них начальная скорость сумасшедшая. Так вот, Беркалов так же в воскресенье  сидел на шарашке и штопал носки. Подключено радио: «Беркалову, генерал-лейтенанту Сталинскую премию первой степени!», а он до ареста всего генерал-майор был. Да, ну чтож, носки доштопал, стал на электроплитке оладьи жарить. Вошел надзиратель, накрыл плитку: «Незаконно!», отнял, на трое суток в карцер, составил рапорт начальнику тюрьмы. А начальник тюрьмы сам бежит как мальчик: «Беркалов, с вещами в Кремль! Калинин вызывает». Такие вот русские судьбы!»

Не возможно сделать преподавателя йоги за две недели!

Вадим Опенйога так, ну, замечательно, значит, спасибо большое, Саша.

Смотрите, друзья, МОЙУ – почему бы просто не «Курсы преподавателей йоги»? Быстренько, раз-раз вас натаскал – вперёд? Потому что это – обман! Невозможно сделать преподавателя йоги за две недели, невозможно! Йога – это слишком серьёзно. И подход должен быть не менее серьезный, чем подход в науке.

К сожалению, вот все, что касается научного подхода, который в йоге более характеризуется, как Второй принцип йоги, так вот, это нам только кажется, что мы его в жизни применяем. На самом деле мы его не применяем. У нас эпизодически бывают прояснения мозгов, когда нам кажется что-то понятным. А когда не критично – туман находит, и нам кажется, что мы в здравом уме и твердой памяти. Начинаем творить непотребства откровенные. И вот такие вот, знаете, слоями: одно, другое, одно, другое.

Так вот, чтобы избежать этих всех прихотей работы нашего сознания и разума, была выработана некая такая методология. Методология научного подхода. И наиболее красиво ещё в те, старые времена, её провозгласил Декарт. Не знаю, знаете ли вы или нет, но Декарт был мушкетёром. Помните, как у Дюма «Д’Артаньян и три мушкетера»? Но видите, не все мушкетеры только дрались на дуэлях и, прошу прощения, по женщинам бегали, кто-то еще и Вселенную переоткрывал.

И вот смотрите дальше, какая вещь получилась: мощь Германии. Вот обратите внимание, сейчас в Европе кризис, все стонут и воют. По сути дела, везде плохо, кроме Германии. Давайте на несколько десятилетий назад посмотрим, 1945 год, Берлин – просто камня на камне там нет. Казалось бы, всё! Эта страна никогда не поднимется. Тем не менее, она не только поднялась, но ещё и обошла, можно сказать, страны-победительницы.

Давайте ещё назад посмотрим. 1914 год, когда Первая мировая война была: опять же, та же самая Германия заставила полмира против себя воевать. Если ещё до этого чуть раньше посмотрим, там у неё до этого были войны с Францией, и так далее, и так далее. Что же это за чудо-то за такое – Германия, а? Что это её все бьют, бьют, а она восстанавливается и восстанавливается?

Всегда мой любимый пример, когда по Подмосковью едешь, думаешь, что война – дыры в асфальте, как бомбежка только что прошла, Мессершмитты или кто там, только улетели. И мне очень нравится такое расхожее выражение, оно везде используется, что: «В любой войне побеждает школьный учитель» – это именно система образования, именно система подготовки и правильного применения этих знаний в своей личной жизни. Это то, что называется в йоге «Второй принцип йоги».

В чистом виде, на самом деле. И конечно же, в самых экстремальных случаях, как то: война или какие-то там вызовы экономические, побеждает тот, у кого со Вторым принципом в порядке, тот и доминирует.

Первый и Второй принцип йоги для студента МОЙУ.

Вы, как студенты МОЙУ, обязаны доминировать, по-хорошему, с учетом Первого принципа йоги, друзья.

Но, знаете, печальное зрелище представляет йогин, у которого с Первым принципом йоги всё в порядке, а со Вторым он не дружит. То есть, да, он милый, безобидный, чудесный, но он, скорее, как бы вызывает иной раз к себе жалость, чем желание быть похожим на него.

И вот здесь я хотел бы, чтобы мы поговорили сегодня с вами на этой лекции о Втором принципе йоги, ну и в частности, вот об этой схеме, как надо подходить к разбору того или иного сложного вопроса, с которым вы никогда не сталкивались. Вот представьте, вас сейчас бросают в какую-то неизведанную область, в которой вы ничего не понимаете. Вот взяли вас на работу в какую-нибудь новую фирму, которая строит, ну чего она может такого строить необычного? Маркшрейдерское оборудование. Кто-нибудь знает, что это такое?

Из зала: Да!

Вадим Опенйога Во, молодцы!

И можно, знаете, вот так вот, с нуля переоткрывать, а можно воспользоваться вот той методологией, которая была выработана в течение тысячелетий, ну не тысячелетий – десятилетий до этого. И человек, который знает несколько языков, скажем, знает пять языков, шестой изучает быстрее, седьмой еще быстрее, и так далее, потому что возникает внутренняя логика ощущения языка, некий такой скелет, на который ты нанизываешь, даже случайно услышанные фразы, конструкции из разговора. И, допустим, есть вообще уникумы, один был переводчик в Америке, которому надо было во время войны с Японией расшифровывать их послания, так вот он, по-моему, за три месяца изучил японский язык.

Так вот, то же самое касается и научного  подхода, научного анализа, и вы, как будущие светила йоги, а я напоминаю, что йога – это не только Хатха йога, это не только на голове стоять, друзья, это масса таких психотехник, это масса таких практик, которые, собственно говоря, нам и не снились, которые еще ждут своего часа. Так вот, придется с ними разбираться. Если вы надеетесь, что в Индии высоко в горах, помните, «в каком-то районе» живут старцы седобородые, гуру, брахманы, которые вас всему научат, расскажут, объяснят, я вынужден вас расстроить, если они и есть, то они – крайне непубличные люди. А все те, кто публичные, это, как правило, те люди, которые что-то зазубрили, и, иногда даже не понимая, из поколения в поколение передают. Поэтому, даже если вы и столкнетесь с этим знанием, вам все равно придется его, как бы переоткрывать, как бы к нему подходить. И поэтому, давайте-ка мы с вами ещё раз прочтем эти четыре пункта Декарта.

В чем состоит смысл йоги?

Александр: Итак, в чём состоит истинное понимание всякого дела, и чем оно достигается?

Вадим Опенйога В чём состоит истинное понимание всякого дела, и чём оно достигается? Или давайте перефразируем: в чём состоит – про йогу надо перефразировать.

Александр: В чём состоит смысл йоги?

Вадим Опенйога В чём состоит истинное понимание йоги, и чем оно достигается? Вот у вас должно быть истинное понимание йоги, и как бы вам его достигнуть. И вот тут совет от Декарта.

Александр: Первый пункт.

Вадим Опенйога Первый пункт.

Александр: «…Ничего не признавать за истинное и не класть в основу суждений, как только то, что истинно признано разумом за таковое, опасаясь всякой торопливости и предвзятости мнений…».

Вадим Опенйога Так! Вот давайте осмыслим. Слог витиеватый, слог замысловатый, не так, чтобы сразу доходило, поэтому еще раз прочти.

Александр: «…Ничего не признавать за истинное и не класть в основу суждений, как только то, что истинно признано разумом за таковое, опасаясь всякой торопливости и предвзятости мнений…».

Вадим Опенйога Итак, начнем с конца. У нас есть какие-то в голове мнения, типа, знаете, есть такая поговорка, что мыши любят сыр, ходит из книжки в книжку, детские рисунки рисуют, что мышь в сыре сидит и грызет. Вот. Это не совсем верно. Верно другое утверждение: мыши любят всё. Понимаете, да?

Поэтому, если мы с самого начала положим, что только сыр надо, то мы сразу же будем подвержены какому-то ограниченному знанию, у нас будет предустановка, непонятно откуда взявшаяся. Друзья, у нас в голове огромное количество некритичных предустановок, которые мы некритично получили из рекламы, из опыта общения с другими людьми, ну, из самых-самых разных источников.

Так вот, с чем бы вы ни столкнулись, если вы хотите с этим разобраться, поставьте под сомнение все свои представления об этом предмете.

Ну вот, давайте, на примере йоги. У вас есть представление о том, что такое йога. Самые разные представления бытуют. Раньше, помню, в советские годы, такие, как правило, дядечки на гвоздях сидят в позе лотоса, с чалмой, иногда на голове стоят в узел завязанные, да? Иногда их очень любят изображать седобородыми, такой Патанджали сидит. Патанджали, как у Карла Маркса: седая борода, учит кого-то.

Так вот, друзья, а вдруг они, действительно, там все такие старые. Теперь открываем, скажем, текст Шива Самхита, читаем, что человек, который правильно занимается йогой, в течение первых трех месяцев избавляется от каждого седого волоса, второе – он начинает выглядеть, как 16-тилетний юноша. Вдумайтесь. То есть изображать адепта йоги стариком, это изображать в йоге недоучку. То есть этот человек не преуспел в йоге. Потому что, если бы он, согласно Шива Самхите занимался, то не было бы, ни бороды седой, а выглядел бы он, как говорится, шестнадцатилетним юношей. Итак, первое представление – бабах! Всё, надо его отбрасывать.

Ещё раз прочитай всю эту фразу.

С какой бы проблемой вы не столкнулись, знайте, что ваше представление о ней – это майя, иллюзия.

Александр: «…Ничего не признавать за истинное и не класть в основу суждений, как только то, что истинно признано разумом за таковое, опасаясь всякой торопливости и предвзятости мнений…».

Вадим Опенйога Итак, от предвзятости отказываемся, и теперь самое главное – от торопливости отказываемся. Потому что мы как, знаете, такие птицы-говоруны – на кнопочку нажали, мы – раз, ответы выдали. А иногда очень хорошо бы подумать, прежде чем вот что-то говорить.

Поэтому с какой бы проблемой вы не столкнулись, знайте, что ваше представление о ней – это майя, на самом деле, иллюзия.

Как оно на самом деле – это потом будет видно. Поэтому никакой предвзятости, никакой торопливости, а только лишь то, что действительно логично выводится из одного положения в другое, из другого – в третье. Это примерно та же методология, с помощью которой вы все в Открытом Йога Университете изучаете йогу. По большому счёту, изучение йоги начинается с аксиоматики йоги. То есть, когда все понятно, когда понятно почему, что, зачем, а любое упражнение, любой вид йоги – это всего лишь частный случай, вытекающий из более общих, очевидных и понятных законов.

Какой-то вопрос был? Да!

Из зала: Уместно будет сказать, эти цитаты из Декарта, если я не ошибаюсь, называется это выдержки из его сочинения «О методе»…

Вадим Опенйога Ну, какие у меня студенты, друзья! Браво!

Из зала: Ну, вот это такая сухая выдержка того,  как он хочет, этот метод, который он предлагает. То есть, вообще, именно Декарт считается основоположником научного метода, так как до этого вот эти вот, казалось бы очень простые, элементарные принципы, которые он предложил. Во-первых, непредвзятость мнений, да? Не опираемся на суждения, а опираемся только на то, что мы, действительно, можем доказать и обосновать. Расчленение сложной проблемы на части и анализ от простого к сложному – казалось бы, три очень простые вещи, но на самом деле они не были распространены, и наука была в большей степени описательной. И как раз только после Декарта началось все и в химии, в частности, они стали пытаться всё делить, как бы от сложного к простому, и так далее.

Теперь хотелось бы про само сочинение сказать пару слов. Ну, как положено французу, Декарт вначале очень долго извиняется, говорит, что он ничего навязывать не будет, и это вот не истина в последней инстанции, это просто такой метод, который он для себя решил, и предложил его – может кому-то пригодится, но это ни в коем случае – он раз сто там повторяет – никакое не обязательное, не обязательное, не обязательное.

И вот он рассказывает, что: «Есть метод мышления, к которому я пришел, и который мне кажется логичным, и я вам сейчас расскажу – почему». И он рассказывает, как он сначала учился, учился, учился, слушал все, потом ему казалось что-то не логичным, не связным, потом он путешествовал и расспрашивал людей о жизни. Он рассказывает, как он путешествовал, слушал, «и все такие разные вещи говорят, и всем кажутся очевидными такие разные вещи, и я думал, как же так?!» После всей учебы, после всех путешествий и общения с разными людьми, он пишет о том, что он, кажется, около года, или даже года три.. Декарт пишет, что: «Вот это время я провел, просто пересматривая свои воззрения, и то, что мне кажется истиной, то, на что я привык опираться. И пересматривая их, я пришел к тому, что многие из них, вообще не понятно на чем основываются». И, собственно, какой-то долгий период времени он просто пересматривал, на чем основываются его представления о жизни, и проверял их на обоснованность, грубо говоря. И в результате чего отказался от каких-то своих (воззрений). И потом он предложил этот метод, который, по его мнению, как раз дает эффективность мышления, потому что он как раз сталкивался и с тем, что люди опираются и считают очевидными какие-то совершенно не обоснованные вещи, и сам процесс мышления, сам процесс, как вы приходите к выводам, на что вы при этом опираетесь. Вот то, что он предложил.

Вадим Опенйога Спасибо, замечательное дополнение о Декарте! Какие у меня студенты!

Из зала: Это было то, на чем меня хотели завалить на дипломе.

Вадим Опенйога Ах, это диплом был! Вот оно в чем дело! Спасибо! А диплом как назывался?

Из зала: Диплом у меня был, как же он назывался?..

Вадим Опенйога Молодцы студенты, сдал – забыл! Зачем отягощать свое прошлое, ладно не будем тебя смущать!

Из зала: Про номенклатуру, про то, как придумывали логичные химические номенклатуры, основываясь как раз на этом методе Декарта.

Всяческий вопрос расчленять на столько частей, чтобы решение тем по возможности облегчалось.

Вадим Опенйога Так, замечательное дополнение, друзья!

Но, смотрите, мы с вами рассмотрели первый пункт. Теперь второй.

Александр: Пункт второй: «…Всяческий вопрос расчленять на столько частей, чтобы решение тем по возможности облегчалось…».

Вадим Опенйога Итак, смотрите, какая вещь. Что-то сложное, что так нам не по зубам, с первой же атаки нашего разума имеет смысл делить на какие-то куски: какой-то кусок будет посложнее, какой-то попроще. Но когда это вот уже сложное разбито на кусочки, это дает, ну как бы, знаете, такую методологию не пропустить что-то важное… Ну, давай дальше, там в третьем пункте будет еще.

Начинать всегда с простейшего, легко доступного и постепенно восходить к сложнейшему, чтобы даже в тех случаях, где нет естественной последовательности, устанавливать определенный порядок.

Александр:  Третий пункт: «…Начинать всегда с простейшего, легко доступного и постепенно восходить к сложнейшему, чтобы даже в тех случаях, где нет естественной последовательности, устанавливать определенный порядок…».

Вадим Опенйога Итак, друзья, вы, как будущие светила йоги, вот перед вами такая глыба – Йога. Вы просто не представляете, какое количество реальных философов сломали об это зубы. Впрочем, так и о такое понятие, скажем, как индуизм. Почему? Потому что сразу же перед тобой гигантский конгломерат всего, на первый взгляд, даже прямо противоположных вещей.

Так вот, в йоге вы должны понимать, что есть какие-то отдельные разделы, или отдельные куски йоги. И вот общее понятие Йоги вообще крайне желательно разделять на отдельные вопросы. Ну и следующим третьим здесь было, соответственно, решать от простого к сложному. От того, что может быть обычными размышлениями получено, не обязательно даже для этого ехать в Индию, а то, что вы и здесь можете получить, так вот с этого и начинайте. И, может быть, что решив множество таких, может быть простых, ответив на простые вопросы, более сложные части покажутся куда как проще.

Дальше.

Всюду делать настолько сложные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено из виду.

Александр: Четвертый пункт: «…Всюду делать настолько сложные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено из виду…».

Вадим Опенйога И вот следующий, тоже такой очень важный момент, это как бы классификация. Вот столкнулись вы с чем-нибудь, с чем до этого никогда не сталкивались. И оно такое непонятненькое, много там всего и разного. Так вот – начните с простейшего, просто классифицируйте. Классифицируйте.

Ну, допустим, вам скажут: «Ну вот, Открытый Йога Университет, а что тут за люди?» Люди есть самые разные, начните с классификации. Ну, какая самая простейшая классификация? По половому признаку: кто-то мужчина, а кто-то женщина. Может быть, более сложный этап, допустим, по возрасту: кто-то такого возраста, кто-то другого. Затем, может быть, по профессии и т.д.

И вот пропуская, на таком примере, через это сито, очень много, что становится понятным. Поэтому как бы считается что, знаете, самая первичная и примитивнейшая теория любого вопроса, состоит в том, что вы классифицируете этот вопрос.

То есть всё начинается с классификации, чем бы вы ни стали заниматься.

Вот попадаете в неизвестную область, прежде чем дальше идти, классифицируйте её. То есть, какие там бывают, что там вообще бывает?

Так, замечательно. Так, а Басим удрал, только он мне понадобился, как он куда-то удрал…

Итак, смотрите, какая вещь.

 В жизни мы иногда сталкиваемся со сложными, неразрешимыми вопросами. Особенно трудно, когда задействованы эмоциональные составляющие нашей жизни.

 Одно дело, мы анализируем что-то такое далекое и абстрактное, нас не касающееся, другое – мы, скажем, решаем какую-то жизненную ситуацию, связанную с людьми, которые нам не безразличны. И вот фактор эмоциональный, он на самом деле приводит к тому, что мы до какой-то степени логичны, логичны, логичны, а с какой-то степени, с какого-то шага, незаметно для себя, переходим на эмоции и у нас наблюдается провал в логике.

Особенно, знаете, когда дома в семье скандал, очень интересно за ним наблюдать человеку не вовлеченному; он очень характерен: идут, допустим, какие-то доводы разума с обеих сторон, а потом перепрыгивание на какое-то эмоциональное поле битвы. То есть, ты там такой-то, такой-то, что это, это, а ты – такая-то, такая-то, потому что то-то и то-то. А потом контраргумент: «А ты меня вообще не любишь!», и пошло-поехало. Понимаете, да?

От логики к сверхлогике или глупости?

И вот, незаметно для себя, мы от логики переходим к области чего-то нелогичного, к области чувств. Чувства тоже важны, потому что вы помните, чувства – это может быть контейнер, как для сверхлогики, так контейнер и для глупости.

Причем, иногда этим можно пользоваться. Я был свидетелем одной такой сцены: юноша с девушкой ругались, сперва логика у них пошла, потом пошла нелогичность, эмоции. А потом мудрый юноша, внезапно оборвав логику события, как-то внезапно остановился и сказал: «Милая, дорогая! Я тебя очень сильно люблю!» и вообще в другую сторону всё это вывел. И, как ни странно, это был не аргумент, но он, как ни странно, подействовал. Почему? Потому что там прозвучала сверхлогичность. Это был ответ на, допустим, жена: «Ты мне никогда цветы не дарил, ты никогда не ухаживал, ты там такой, пятое-десятое, и посуду не моешь, и всё разбрасываешь, и такой плохой!», а мужику-то крыть нечем, потому что всё это, собственно, правда. Но он вывел так – раз! Диалог непрерывно перешел в эмоции, причем эмоции были контейнером для сверхлогики. А вы помните, что логика о сверхлогику ломает зубы – и всё. Все разрешилось.

А бывает наоборот – когда контраргумент глупость, и логика, как бульдозер, который хотел все смести. Вот представьте, трактор прет, бульдозер, на пути только пыль, все сносит, да? А тут перед ним яма с болотом, он в неё – бульк! И утонул. Понимаете, да? Иногда бывает такой способ ведения дискуссии и мысли.

И это все хорошо, когда мы, знаете, выступаем на телевидении, чтобы пиар себе обеспечить, но это плохо, если мы хотим разобраться в существе вопроса. В особенности это плохо, когда у студентов начинается причинная шизофрения. Это такое, достаточно странное явление, я не знаю, чем оно вызвано, иногда такая обостренная неадекватность. То есть, вы вдруг начинаете кого-то резко ненавидеть, или вас начинает кто-то резко раздражать, или у вас появляется вдруг какая-то нетерпимость, вы не можете терпеть, вас несёт, вы понимаете, что вас несёт, но вы ничего сделать не можете – там целый спектр, на самом деле, этого всего.

В Открытом Йога Университете всегда рекомендация такая по причинной шизофрении: если у кого-то причинная шизофрения, это сперва карантин, потому что она заразная, страшно заразная

. Один такой бешеный муравей может заразить всё стадо слонов. Нужен карантин. И вот отличительная особенность причинной шизофрении, что ты начинаешь доводами разума обосновывать несостоятельность, а человек начинает отвергать доводы разума. Потому что, если за ним стоит сверхлогика, с позиции сверхлогики он всегда ответит разумно на любой разумный вопрос. Если же у вас начинается диалог разумный-разумный, разумный-разумный, а потом такой всплеск, эмоции: «Я не хочу с тобой разговаривать, ты что-то не то говоришь!» – типичная причинная шизофрения. Потому что, если бы это был контейнер для сверхлогики, то последовал бы какой-то разумный ответ, который, может быть не отвечал, не разрешал бы до конца ситуацию, но, во всяком случае, не подвисала бы в воздухе ситуация.

Если вы будете нелогичными, вы проиграете.

Ну, опять же, это когда вы с кем-то общаетесь. Хуже всего, когда ты сам с собой. Ты не знаешь, где тебя несёт, а где ты прав. Где у тебя доводы разума логические, а где просто ты больной человек, и тебе надо в Кащенко срочно, чтобы не было хуже окружающим.

И вот эта вот грань перехода от логичности к глупости, она настолько незаметна, что только лишь вот такими достаточно чёткими, очень чёткими правилами логичными можно, хоть как-то себя обезопасить.

В дальнейшем вы будете изучать аксиоматику йоги в более подробном таком масштабе (я имею в виду группу «Готра», которая сейчас приступила к обучению), более подробно вы будете все рассматривать. Но даже сейчас, в вашей личной жизни, иногда вас несет эмоция, и ты не знаешь, как поступить. И, знаете, нужен компас. Нужно хотя бы, чтобы твои действия не противоречили разуму. Уж Бог с ней, со сверхлогикой, Бог с ними, с эмоциями, глупостью – это на потом оставим.

Главное – чтобы не был нарушен разум, потому что наша Вселенная, тот уголок мира, где мы живем, очень-очень критично воспринимает логику, то есть, если вы будете нелогичными, вы проиграете.

И наиболее характерно это видно в любой войне. Как только малейшая нелогичность, всё, проигрывают страны. У тех же немцев, где вот эта пунктуальность, чёткость и осмысление процесса были поставлены на высочайший уровень, вот ещё раз – и экономический кризис, не экономический кризис, а Германия живет, понимаете? Вот, поэтому очень-очень важно, друзья, помнить, любить Второй принцип йоги.

Нам Басим что-то хочет сказать по этому поводу. Басим по любому поводу найдет, что сказать. Тогда из зала кто что хочет сказать по этому поводу? Нету да? Все слова покинули вас. Может, заочники что-нибудь спросят?

Комментарий: Они там сами между собой общаются.

Вадим Опенйога Ну да, заочники, вы уж извините, у вас там параллельная вселенная, я понимаю… Да, прошу!

Из зала: У меня коротенькое резюме, подсмотренное у одного йога тоже, такая очень интересная цитата, что «мы не должны забывать, что Йога – это не для тех, кто во всем остальном облажался, а тех, кто во всем остальном преуспел, и всё это прошел».

Вадим Опенйога Так, ещё раз, подробнее…

Из зала: Что йогой заниматься надо идти, не когда ты во всём остальном облажался, а когда ты во всём остальном преуспел. То есть, это имеется в виду, когда ты уже реализовал себя во всех пунктах, и тебе уже ничего более не остается, как выходить на сверхлогичные области.

Вадим Опенйога Ну, это тоже мне на самом деле кажется экстремистским. Преуспевать – так и жизни (не хватит).

Из зала: Во всем не преуспеть никогда!

Вадим Запорожцев: Я думаю, что это должен быть параллельный процесс: и там, и там.

Из зала: Ну, это сказано было в контексте о том, что очень много людей идёт в преподаватели йоги молодых.

Вадим Опенйога А, ну да, с головой не дружили, в жизни ничего не получилось… Это помните, как у Остапа Ибрагимовича Бендера одна из последних фраз, когда он пытался перейти границы с этими, с богатствами миллионера Корейки, и у него все забрали, у него была такая фраза: «Ну что ж, Монте Кристо из меня не получилось, пора переквалифицироваться в управдомы». Чтобы не было по той же самой схеме: «Ну ничего из меня в жизни не получилось хорошего, пойду-ка я в преподаватели йоги, буду уму-разуму учить всех».

Не получится, друзья, не получится! Сразу вам говорю. Потому что, во-первых, смотря, что называть йогой, а во-вторых, в йоге от вас потребуется отточенность разума и умение применять этот научный подход, может быть даже больше, чем в науке, по той простой причине, что в науке есть всего лишь Второй принцип йоги, а в йоге – Первый и Второй. То есть, из всех возможных методов оперирования своим разумом, вы будете заведомо выбрасывать те методы, которые противоречат Первому принципу. С одной стороны, на первый взгляд, это сужает вам горизонт маневра. Но это только на первый взгляд. На самом деле это вас уберегает от пропасти, в которую вы можете случайно завернуть, свалиться.

Ну что, еще. Мысли какие про Декарта? Классный мужик был, согласитесь. С вопросом покончено, да?

Из зала: А до Декарта йога как решала?

Развитие науки в средневековой Европе.

Вадим Опенйога Нет, я просто почему привел в пример эту книжку и привел в пример Декарта? У йоги-то всё было совершенно великолепно и до Декарта, и я не побоюсь сказать, еще до Римской империи. То есть, современная Европа – это наследие Римской империи. Для тех из вас, кто не в курсе, я могу рассказать. Римская империя потом развалилась на две части: одна стала область Византии, другая часть, собственно, Римская, а потом это все превратилось в многочисленные эти страны наши.

Ещё до Римской империи у йоги было всё очень хорошо и с логикой, и с этими всеми принципами. Вопрос, как европейцы до этого жили, понимаете, больше стоит – вот как они жили до Декарта. Ведь на самом деле ситуация в развитии науки была следующая: после крушения и гибели Римской империи фактически мир погряз в том, что называлось потом Средневековье. И знания, в основном, были такого, как бы мы назвали «научного характера», это всё то, что осталось, фактически, после Аристотеля. То есть, грубо говоря, Аристотель приобрёл такой статус непогрешимости, и всё, что было у Аристотеля написано, считалось, что так оно и есть.

И что самое интересное, друзья, другая вещь – никто до Галилея не утруждал себя экспериментом! Ну, скажем, у Аристотеля описывалось то или иное положение; его на ура все принимали, но никто не задавался вопросом: «Слушайте, а давайте придумаем какой-нибудь эксперимент и посмотрим, подтвердится это или нет?» Никому в голову не приходило подтверждать теорию экспериментом, друзья. Собственно говоря, поэтому Галилея и считают основоположником науки вместе с Декартом. Декарт нас привел к методу приобретения каких-то знаний, а с Галилея началась его, как бы экспериментальное подтверждение. Потому что, пользуясь этими четырьмя пунктами, которые нам оставил Декарт, это же ещё не гарантия, что мы не можем уйти в какие-то дебри, совершенно не жизнеспособные, которых нет в мире. А критерий верности любой теории – это что? Это практика, эксперимент. Поэтому критерий любой йоговской теории – это что? Это можете ли вы сделать какое-то упражнение, и после выполнения этого упражнения получить тот или иной результат. Если не можете, то, вообще говоря, это ни о чем разговор. Понимаете, да? Так что в Индии было все хорошо, а вот Европа…

Йога – это теория плюс практика.

Вопрос от заочного студента: Всегда ли опыт приводит к увеличению самоосознанности, и любой ли опыт приводит к увеличению самоосознанности?

Вадим Опенйога Я не люблю вот эти вот дуплетные вопросы… Давайте по кусочку. Первый вопрос: всегда ли опыт приводит в увеличению самоосознанности?

Ну, на самом деле, не совсем корректный вопрос. Опыт в области осознанности или опыт какой-то абстрактный? Вот мы можем что-то сделать и получить результат какой-то. Приведет ли этот результат к тому, что после этого результата мы станем лучше себя осознавать, кем мы являемся на самом деле. Кто ответит?

Из зала: Я думаю – нет. Мы можем вообще забыть про этот результат, и всё.

Вадим Опенйога И про опыт, и про результат.

Да, прошу.

Игорь Терновский, группа Астра: Ну, если мы, как бы разговариваем сейчас про йогу, само собой, то у нас в йоге ценится любой опыт в принципе. То есть, во –первых, если мы не будем экспериментировать и что-то переоткрывать сами для себя, то ни о каком опыте речи просто не будет и теория сплошная, она не дает никакого результата абсолютно. Да, какие-то там рассуждения, они нужны, хороши, но без практики, как бы не имеют жизни. То есть это две составляющие: теория и практика.

Вадим Опенйога То есть ответ такой – смотря какой опыт.

Игорь: Потому что, если вы решили наркотики попробовать…

Вадим Опенйога Да, отличный, кстати, пример. Очень частая ситуация. В мои годы это был бич, что называется. Всех похоронили потом. Вот они там какого-то Тимоти Лири начитались, который видел какие-то светопреставления после какого-то дерьма, которое ты будешь есть ложками. И давай экспериментировать, якобы исследовать свою природу, сущность, и так далее, и в результате рассеять иллюзию. А вместо этого они настолько её вокруг себя накрутили, что просто поумирали физически. Поэтому, ну, тоже видите – вопрос.

И вторая часть этого вопроса сложного…

Повторение вопроса: Любой  ли опыт приводит к увеличению самоосознанности? Ну, то есть дублируется. Но уточнять не хотят.

Вадим Опенйога Не хотят уточнять, ну ладно. Так, есть ли вопросы в зале? Есть ли какие-нибудь вопросы, комментарии, замечания? Нету. Ничего не понятно или все ясно или все устали?

Артха йога по методу Декарта.

Из зала: А можно связочку с Артха-йогой?

Вадим Опенйога С Артха йогой связочку сделай!

Из зала: Ну, то есть, как бы у нас одно из направлений в Йога Университете – Артха йога, очень интересная, на самом деле, серьезная йога. Артха йога – это йога преуспевания, грубо говоря, йога бизнеса, можно её так как-то назвать. То есть мы не надеемся на дядю, который нам что-то может заплатить, а может и не заплатить, мы как бы стараемся преуспеть сами в своем деле. Свой личный пиар, во-первых, преподаватели йоги будущие мы должны себе искать какую-то аудиторию, для которой мы будем потом эту йогу, собственно, преподавать.

Вадим Опенйога Давай, я по-другому это обрисую. Вот смотрите, перед вами, как перед будущими преподавателями йоги, стоит задача – как преподавать йогу наиболее эффективно и при этом не умереть с голоду? Есть четыре положения Декарта. Вот перед вами реальная такая задача, да? И начинаем применять попунктно. То есть первое, с чего начинается по Декарту?

Басим: Поставить под сомнение.

Вадим Опенйога Правильно – поставить под сомнение все, что вы знали до этого. Потому как, вот у нас одна студентка, она много лет назад начала учиться, она заочная студентка, не буду называть имя, не буду называть город. Она, когда начала учиться у нас на преподавателя, родители её, окружение, все начали говорить: «Да ты же с голоду сдохнешь! Посмотри, учитель танцев перебивается с воды на хлеб, и так далее». Что это не туда, и это очень серьезный прессинг, когда тебе говорят, как бы ссылаясь на, якобы, какие-то примеры, и ты начинаешь верить, и ты не идешь дальше. Но, понимаете, да? Какой-то студентке, что называется, свет клином сошелся на преподавании йоги, и она просто, в принципе, не могла ничем другим заниматься, тошнило её от бухгалтерии, того, что ей предлагали. Она стала вот тупо работать в этом направлении. И, знаете, собственно говоря, хоть, скромные результаты, но гораздо лучше, чем все эти работы, которые ей предлагали в качестве заработка. А если бы она поверила? Ну, так бы сейчас дебет с кредитом и сводила.

Первое. В отношении будущей профессии вашей все ваши представления о том, как оно будет на самом деле – не верьте. Мало ли что! У вас нет информации, статистики, раскладов. Все эти заявления вообще ни о чем на самом деле.

Дальше.

Из зала: Да, вот я на самом деле добавлю маленько. Мы когда начинаем что-то там своё какое-то дело, наша основная задача, если мы хотим стать преподавателями, нам нужно кому-нибудь преподавать, то есть мы должны…

Вадим Опенйога Нет, стоп! Ты слишком быстро побежал, давайте по пунктам пропустим. Первое – перед вами встал вопрос преподавать эффективно, зарабатывать себе на кусок хлеба. Первое, с чего вы должны начинать – не верьте ничему тому, что вы об этом знаете, как в одну сторону, так и в другую. А всё поставьте под сомнение и переосмыслите, абсолютно всё. И опирайтесь лишь на то, что вы, действительно, можете сказать: «Проверено мной точно», не кто-то вам напел.

Второй пункт…

Из зала: Мы точно всё определили, и теперь нам нужно расчленить на столько частей этот вопрос, чтобы он был решаем, то есть мы максимально облегчаем себе задачу – делим вот эту цель, перед собой стоящую, на столько частей, чтобы могли ее достигнуть.

Вадим Опенйога Да, молодец! Итак, чтобы преподавать йогу первое, что надо? Как минимум, те люди, которые к вам придут, чтобы вы им преподавали, понимаете? Учитель, это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Поэтому вам надо, чтобы к вам в будущем на ваши занятия пришли люди. Раз – и у вас как бы уже вырисовалась отдельная часть, связанная с вашими будущими людьми. Это с одной стороны, да? То есть…

Басим: Например, вот этим разделением может быть то, что очень сложно дается людям, я приведу маленький конкретный пример. Когда есть комплекс упражнений, и в него включены и асаны, и мантры, и пранаямы, как надо дышать, чтобы все это выполнять, о чем надо думать, и так далее, и все это очень тяжело людьми усваивается, и они не приходят на занятия. Мы начинаем это все разбивать: асаны отдельно, мантры отдельно.

Вадим Опенйога Подожди, Басим, ты немножко в сторону ушел, здесь более такой, привязанный… Итак, первое – люди, которые к вам должны ходить на занятия. Откуда они берутся, люди-то?

Из зала: Реклама.

Карма йога отчет, как личный пиар.

Вадим Опенйога Абсолютно правильно! С одной стороны реклама, с другой стороны, я уже вам, «Готра», заранее говорю, это такое авторитетное свидетельство: люди приходят на йогу, а остаются на людей. Это правило без исключений. Исключения есть, это когда там…

О чем вы сейчас уже должны думать, чтобы решить этот вопрос? О том, как сделать, чтобы к вами пришли люди. А чтобы они пришли, они должны о вас знать, то есть вырисовался следующий вопрос: ваш личный пиар. О вас должны знать, у вас должен быть набор каких-то инструментов, через который о вас знают люди. Это визитки, это ваши блоги, и т.д. и т.п.

Вы сейчас приступаете к написанию карма-йога отчета. Сложная тема, все обычно плюются студенты, плюются. Но для чего он нужен, этот карма-йога отчет? Там заложен ваш будущий пиар. Ваш! От вас требуется вести блоги, от вас требуется публиковать открытую часть карма-йога отчета в открытом доступе. Для чего? Чтобы вы состоялись, как личности, о которых знают, если о вас знать не будут, к вам люди не придут, значит, вы не достигнете этой цели. То есть, раз – и более сложная задача, от нее еще один кусочек откололся.

Чтобы о вас знали, ну, какими сейчас методами пользуемся? В основном, Интернет. Значит, надо чем овладеть? Интернет-технологиями. Я вот сейчас твиттеризацией занимаюсь всего Йога Университета, вы думаете, для чего? Чтобы вы после-после-послезавтра могли себе на кусок хлеба заработать. Каким образом? Потому что это часть этой же сложной задачи, которую разбили на маленькие кусочки. Мы вам навыки прививаем какие? Только лишь те, которые вам в будущем помогут решить эту задачу. Потому что, с одной стороны, мы должны вас подготовить, как преподавателей, но с другой стороны:

 Если преподаватель есть, а люди к нему не ходят, то считай, что преподавателя и нет.

То есть  надо вас ещё обучать минимальным азам, как себя в этой жизни преподнести.

Итак, разделяем сложный вопрос на кусочки. Дальше.

Из зала: Следующее, мы должны от простейшего подходить к более сложному.

Вадим Опенйога Да, ну вот опять же, на вашем примере. Конечно, разобраться в афоризмах йоги преподавания вам сейчас очень тяжело, я сам их не понимаю до конца. Хотя уже сколько лет этим занимаюсь, некоторые афоризмы меня, знаете, в ступор вводят. Это, знаете, как у даосов есть такие загадки, если хлопок двумя руками, то.. как там? У дзэн-буддистов, не у даосов, да. Если хлопок – удар двух рук, то что есть хлопок одной ладони? И есть такой афоризм: «Ты будешь учить своих учителей». Все! Как у компьютера зацикливается программа: надо на reset нажимать, чтобы себя вывести (из ступора). И вот та же самая ситуация.

Итак, не надо сейчас задаваться вопросами, которые еще только пришли на порог вашего понимания. Но, допустим, завести себе твиттер, блог и начать активно заполнять и присылать карма-йога отчеты, это то, что вы можете прямо сейчас, ну и что там еще дальше?

Из зала: Ну и последний пункт. Нам необходимо делать полные перечни и полные обзоры, чтобы, собственно, быть уверенными, что мы ничего нигде не упустили. То есть чувствовать ситуацию и максимально ею владеть.

Вадим Опенйога Если мы поставили задачу изначально, чтобы вы преподавали йогу и хоть что-то на этом зарабатывали, вот такая была изначально задача. Ну, теперь давайте сделаем самый подробный перечень, что мы можем, как мы можем зарабатывать на йоге, распространяя ее. И тут вырисовываются самые разные перспективы, не обязательно даже самим идти в зал и преподавать. Иногда более полезно и эффективно в распространении йоги заниматься какой-то другой работой, которая также будет и то, и другое выполнять. Для этого надо, прежде чем ринуться, подумать, а вот как бывает? Так, так, так и так!

Вот это то, друзья, что, на первый взгляд, совершенно тупые как бы рекомендации. Ну, ничего нового не сказал, никто формулу Эйнштейна не озвучил, вроде как и так должно было быть понятно. Но в том-то и беда, друзья, – не понятно! Вот нам кажется, что мы все понимаем, а у нас такие некритичности – раз!  Через мозги прошли. А так как мы начали с Артха йоги, йоги преуспевания, то вы помните, бизнес, зарабатывания денег, как и война, он не прощает огрехов со Вторыми принципом йоги, или с научным ведением дел. Вы так и останетесь мечтателями, понимаете, да?

Итак, что у нас еще есть там от заочников? Реплики? Нету? Молчат? Молчат…

Комментарий: Они переживают, как уходить в отпуск, если люди ходят именно на преподавателя, активно эту тему обсуждают.

Вадим Опенйога Это относится к теме преподавания, это не относится к Артха йоге…

Комментарий: Боятся потерять людей, если в отпуск уйдут.

Вадим Опенйога То есть, если ты преподаешь йогу… Ага, это очень хороший, кстати, вопрос, очень такой Артха-йогический, на самом деле, вопрос. Чем отличаются, понимаете, такие примитивные от более сложных организмов? Более сложные организмы, там клетка, она в содружестве живет, взаимовыручкой. Если же вы – одинокий волк, вы, конечно, куда уйдете? Все развалится. А если у тебя есть, что называется, соратники, которым ты доверяешь, то проблема решается. Ну, ладно, это я уже не в свою.

Я на чем еще, друзья, хочу сделать упор. Мы все такие хорошенькие сидим, все замечательно. Завтра жизнь нам преподнесет какой-то вопрос, где логичное будет переплетаться с чувственным, какие-то эмоции с какими-то там схемами, и так далее. Знаете, просто смесь гремучая, не распутать никогда, если не дружим с логикой, если не дружим со Вторым принципом йоги.

Знайте, если вам кто-то задает вопрос логический, а вы не можете, не хотите, как вам кажется, на него отвечать, знайте, практически наверняка глупость в контейнере эмоций захватила над вами контроль.

За глупостью идут, либо ненужные телодвижения, ведущие к боли, либо тамас, то есть отсутствие, чего бы то ни было, действия, которое также приводит к боли. Вот.

идут, либо ненужные телодвижения, ведущие к боли, либо тамас, то есть отсутствие, чего бы то ни было, действия, которое также приводит к боли. Вот.

Поэтому, у вас плохое настроение и вас спрашивают: «А чего у вас плохое настроение»? А вам нечего сказать, знайте, вы на очень скользком и опасном пути. Почему?

 Потому что, если что-то беспричинно,  то работает, как правило, причинное тело.

Это, конечно, может быть, с одной стороны, откровение с небес, но чаще всего – причинная шизофрения. Второе чаще встречается. И хоть как-то с этим бороться – это на полную катушку здравый смысл включить, иначе вообще ничего не останется.

Итак – оттачиваем мозги, разум. Все на сегодня. УРА!!!