Действительно, есть очень много общего в науке и в йоге. И наука и йога занимаются исследованием человека и вселенной. В науке и в йоге свято уважают принцип здравого смысла и логики в этом изучении. Как в науке так и в йоге именно опыт или эксперимент является критерием истинности того или иного воззрения или теории. В йоге это нашло отражение во втором принципе йоги.
Существует ряд довольно серьезных отличий между йогой и современной наукой. Самое фундаментальное отличие имеет морально этическую природу и напрямую связано с первым принципом йоги. Заключается он в том, что йог всегда будет стремиться не причинять ни одному живому существу страданий, если это не вызвано крайней необходимостью, при исследовании законов мироздания и самого себя. В то время как учёный вовсе не обременён никакими сдерживающими факторами такого характера. Единственное, что может до какой-то степени в моральном плане влиять на исследование учёного, это косвенное воздействие культурной среды, в которой вырос, живёт или работает учёный. Но это влияние очень разное, например, в фашистской Германии или Японии могли делать бесчеловечные опыты над людьми, считая их существами второго сорта, в то же время в других странах это считалось неприемлемо, но там проводили ужасные опыты над заключенными и животными иногда без всякой определенной цели. Конечно, человечество иногда вынужденно ставить такие эксперименты на живых существах, чтобы спасти ещё большое количество живых существ, но когда можно обойтись без страданий в получении того же самого результата многие учёные идут, как им кажется «прямым путём», то есть даже не задумаются о цене мучений. У врачей, в отношении людей есть клятва Гиппократа «не навреди». Учёный неограничен ни чем, в методах своих исследований, а многие даже гордятся этим, называя это «беспристрастностью». То есть Йогом может называться и стать только тот человек, который в первую очередь выполняет первый принцип йоги или принцип гуманизма и доброты. Учёным может стать каждый человек мало-мальски развившей разум, будь этот человек даже маньяк, садист, хладнокровный убийца. Если раньше в среде учёных, которые были гуманистически настроены под влиянием отголосков религиозных и общечеловеческих норм, относились нетерпимо к таким людям, то теперь наука всё больше напоминает интеллектуальное ремесло, где главное быстрый результат, без всякой ответственности за последствия. Если раньше безнравственность и фальсификация научной деятельности была позором и учёный слыл образцом честности, гуманизма и неподкупности, то теперь можно встретить весьма сомнительных личностей, которые борются за место под солнцем, пользуясь своим разумом как животное клыками борется сомнительные статьи теории для получения финансирования повседневное явление. Йог вообще откажется получать какое либо знание, чем получать его с причинением ненужных страданий живым существам. Конечно, как и в науке, в йоге встречаются псевдо йоги, которые только прикрываются йогой для достижения своих, не имеющих отношения к йоги целей. Но в йоге, в отличии от науки, принципы гуманизма провозглашены и закреплены в самой системе познания и самопознания.
Второе серьёзное отличие между наукой и йогом заключается в выборе точки отсчёта в познании. Для учёного это некая внешняя точка отсчёта или её иногда называют объективной реальностью. То есть все эксперименты, подтверждающие правильность любой выдвинутой теории должны давать одинаковый результат относительно внешних наблюдателей. Для йога такой точкой отсчёта должно стать «я» самого йога, ибо только так он может проводить исследования, которые могут растянуться, скажем, на несколько его жизней. Результат должен быть воспроизводим именно при наблюдении с этой точки отсчёта. В тоже время, та часть результата, которая может наблюдаться во вне и быть отслежена другими наблюдателями должна воспроизводиться, как и у учёных во вне. Таким образом, точка отсчёта учёных, это как бы частный случай точки отсчёта йоги. Как следствие этой разницы наука и йога получают разные интерпретации одних и тех же явлений.
Например, в современной науке известны сейчас только четыре вида взаимодействия, сильное ,слабое ,электромагнитное и гравитационное. Такое явление как сознание учёные склонны объяснять как нечто произведённое этими взаимодействиями. В йоге же считается что сознание это само сущие явление, не опирающиеся на энергию, но также как и энергия порождённым некой единой сущностью, Праной. И таких различий много.
Правда, знания йоги в своей массе, вероятно, исчезли, а мы имеем в распоряжении лишь его крупицы. Поэтому бывает трудно до конца расшифровать истинный смысл тех или иных положений в йоге . Из-за этого бывают многочисленные ошибки , которые подхватывают и тиражируют средства массовой информации в виде всякого рода «Истин последней инстанции» от йогов. Это приносит серьёзный ущерб имиджу йоги в глазах серьёзных учёных, которые начинают йогу ставить в один ряд с откровенно мракобесными учениями. Хотя тому бедственному положению, в котором находиться сейчас йога в связи со своим исчезновением, уже мало что может повредить. Наконец, не стоит забывать то, что мы называем наукой, оформилось всего лишь триста – четыреста лет назад, в то время как учению йоги несколько тысячелетий. Поэтому современные учёные, может быть, просто не успели переоткрыть часть знаний дошедших с древности в системе взглядов йоги. Это также может служить причиной, кажущегося, внешнего отличия йоги и науки.
По материалам семинара “Противоречит ли наука йоге” от 31.10.2009, автор Вадим Опенйога