Согласно древним предписаниям, в Индии было четыре касты, четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Шудрам запрещалось изучение Вед, так как в те эпохи были люди, не склонные понимать всю глубину Вед и мантр и то могущество, которое заключено было в каждой мантре Вед. И поэтому, чтобы не давать такой совершенно мощный инструмент по изменению себя и окружающего мира людям безответственным, считалось, что шудрам нельзя давать знание Вед. Но не потому, что это были люди второго какого-то сорта, это были люди по степени самоосознаности намного ниже и они не могли ещё воспользоваться всем могуществом знаний Вед.
В то же самое время не было жестких кастовых границ. Ты мог родиться в одной касте, а затем в течении жизни перейти в другую касту. В Ведах мы находим упоминание о таких прецедентах, когда человек рождался в касте шудр, а потом в течении жизни переходил в касту брахманов. Это в современном мире похоже на тестирование на предмет адекватности и ответственности за свои поступки. Если видели, что человек не совсем адекватный и ответственный, то такой могущественный инструмент как Веды ему были не доступны. В эпоху Трета юга, когда смешение достигло таких колоссальных масштабов, что всё труднее и труднее стало идентифицировать, то ли душа относится к касте шудр или брахманов, то ли ещё к кому-нибудь. И надо было давать упрощённый вариант ведических знаний, который могли бы воспринимать сразу все. Поэтому Индра пришёл к Брахме и попросил создать Натья. Далее она стала называться Натья Веду. Он попросил сделать её такой, чтобы все касты, все варны смогли её лицезреть. С самого начала была положена такая идеология, что Натья – это искусство для всех! Если Веды для высокодуховных представителей людей, то Натья – для всех.
Фактически предполагалось проводить ведические практики и получать результат, как это было в эпоху Сатья юга, но посредством Натья йоги, посредством театральной йоги. Поэтому необходимо отметить, что Натья йога – это не просто зрелищный бизнес, где развлекают всех. Это глубочайшая духовная практика! Не менее могущественная, чем проведение того или иного ведического ритуала. В Натья Шастре считалось, что театр – это маленькая копия того государства, в котором этот театр работает. И малейшая ошибка, которая могла быть допущена на сцене или при строительстве театра, вела неминуемо к каким-то потрясениям во всем государстве. Можно было театральной постановкой вывести на качественно новый уровень то государство, в котором эта постановка была сделана. И в то же самое время, если неправильно воспользоваться этим могуществом Натья йоги, то можно было разрушить государство.
Если находятся деятели культуры с большой буквы, которые учат через те или иные свои театральные постановки разумному, доброму, вечному. Заставляют быть добрее, быть мудрее, то невольно и общество начинает, как бы подниматься. Наоборот, когда вы видите театральные постановки, которые призывают к деградации, какому-то непотребству, к чему-то такому животному, то, как следствие начинает страдать и всё общество.
Если сейчас все эти многочисленные нарушения легко сходят с рук, тем или иным актёрам или режиссёрам, то в древности к этому относились чрезвычайно внимательно. Малейшая неправильно устроенная сцена могла привести к тому, что в стране начиналась эпидемия или какие-то захватнические войны. В некоторых главах Натья Шастры сказано, что даже если верёвка, которой отмечают будущее здание театра в период строительства, порвалась, то это вело к совершенно катастрофическим последствиям. Система знаков, которую при первом изучении не поймешь, то ли это мрачные суеверия, то ли это отголоски могущественного инструмента.
Таким образом Натья йога, театральная йога возникла как ответ на деградацию человека, как попытка приобщить к знанию Вед абсолютно все касты. Это была попытка через развлечения заставлять людей духовно расти или приближаться к идеалу Вед, становиться более свободными, более осмысленными и в большей степени приобретать то или иное могущество. Поэтому, если вы приходили на театральную постановку и наблюдали её, то по завершению этой постановки вы выходили более могущественными, более умелыми, знающими и духовными. Это был изначальный идеал театральной йоги!
По материалам выездного семинара “Натья йога” от 29.06.2012 г., автор Вадим Опенйога