Образ жизни йогов и йогинь. Что делать?

И, наконец, пятое – ЧТО ДЕЛАТЬ?

И вот тут уже то, что с трудом воспринималось западной цивилизацией еще лет 100-150 назад, но сейчас уже как-то более свободно.

А смысл заключается в том, что у нас есть счастливая возможность, мы живем в телах людей, у нас прекрасное человеческое тело, даже если оно нам не нравится, это величайший шанс, это величайший инструмент для просветления и мы должны задействовать его, не теряя ни дня, мы должны по полной программе практиковать весь арсенал йоги: Хатха Йога, Крия Йога и так далее, все идет для каждодневной практики.

Но, кроме того, в нас заложена не только физическая составляющая, вы помните, что формально, йог столько, сколько и проявлений человека и под каждое проявление человека есть йога.

Есть ваша возможность видеть – Янтра Йога, есть возможность слышать – Нада Йога, сексом вы умеете заниматься – чудесно, есть Йога Союза, какие-то моменты интереса мужчины к женщине – замечательно, есть Тантра Йога, влюбиться вас угораздило – всё, поздравьте себя, вы в полушаге до просветления, но опять же под это дело есть Йога Влюбленности.

Поэтому этот пятый пункт – это постоянная практика в среде этих людей, по этой причине они и не светятся, они очень занятые люди, им некогда привлекать к своим персонам повышенный интерес. Точнее кто-то из них (учителя или учительницы) иногда это делают, но только лишь из соображения передать знания, в частности, вот это знание, которым мы сейчас с вами пользуемся, оно так к нам и попало, нам его просто передали.

Но, если мы не в состоянии его понять, то нам и говорить ничего не будут, есть поговорка: «готов ученик, готов и учитель».

Итак, каждодневная практика. Напоминаю, это люди, которые поставили целью своей жизни не продолжение рода, не стать миллиардером, или величайшим нобелевским лауреатом, или спортсменом, или художником, или еще кем-нибудь – нет, у этих людей есть цель, они замахнулись на очень высокое, на самое высокое, что есть на свете, это как знаете у Остапа Ибрагимовича Бендера: «Всё и сразу».

Так вот, что делать? А делать – это практиковать для достижения этой цели.

И вот здесь включается интересный момент – это та тема, которая потом в дальнейшем стала очень интересная для многих продолжателей, потому что здесь есть вопросы секса и на Западе в первую очередь эта тема стала всплывать именно из-за секса.

Так вот предписывалось очень жестко практиковать и время от времени оставаться один на один с Абсолютом, то есть это достаточно серьезное время, которое должен был человек проводить в одиночестве, так предписывалось, потому что считалось, что если он не будет проводить достаточно времени в одиночестве, он не будет добирать одного из факторов, значит, поэтому время от времени одиночные практики, одиночные моменты, когда йог или йогиня уединялись, практиковали йогу, что называется один на один с Господом Богом или один на один со Вселенной.

Одиночные практики были в разной форме, иногда это были такие странствующие йоги и йогини, то есть предполагалось, что они ни на одном месте не будут задерживаться, внешне это иногда выглядело как паломничество к какому-нибудь священному месту или просто в каком-то месте уединялись.

Еще должна быть практика на всех уровнях со своим мужем или женой, но вот тут такая маленькая подробность, которая в дальнейшем все объясняет, – муж и жена нужны в первую очередь для детей, а все моменты, связанные с какой-то там увлеченностью, влюбленностью, какими-то там сексуальными практиками вообще выводились и предписывалось практиковать с партнерами и партнершами, я имею в виду сексуальные практики, помимо мужа и жены.

Вот эта тема сделала сразу такое любопытство на Западе: «Ага, здесь значит, что-то такое, секс, здесь что-то такое интересненькое…», – вот и собственно говоря, слово «Тантра» в результате (течение Тантры тоже сохранилось в этих группах) этого было очень сильно опорочено, потому что огромное количество маргиналов, у которых при слове «секс» нездорово начинали блестеть глазки таким маслянистым светом: «…это еще и духовное оказывается…». В общем, получается очень плохо, потому что у этих людей ни цели, ни метода, ни средства, вообще ничего из этого списка, о котором мы сейчас говорим, а вот секс их заинтересовал. Значит, это такие прослойки маргиналов, вероятно, они тоже нужный фактор в этой Вселенной, но с другой стороны, из песни слов не выкинешь. Иногда создаются впечатления, что там эти йоги и йогини вели какой-то разгульный образ жизни, то с одним в сексуальную связь вступали, то с другим, и непонятно для каких целей. Нет, друзья, эти люди склонны вообще были не вступать ни в какие сексуальные связи, потому что они знали, что такое аскетизм. Считалось, что практиковать и взаимодействовать можно только один на один со Вселенной, если это твой муж – это твой муж, если это твой партнер по йоге или партнерша по йоге – это партнер или партнерша по йоге, в любом случае один на один со Вселенной, и здесь никогда не стояло никакой вакханалии или разгула. Все это делалось исключительно для йоги, для постижения самого себя. Почему?

Потому что есть еще одна маленькая кармическая составляющая, которая должна быть выполнена, если есть хоть малейший перекос, если есть хоть малейшая тяга к чему бы то ни было, то порождается цепочка ассоциативных связей, которые сильно уводят в сторону. Поэтому, как ни странно всё, что касается практики сексуальных тем, это подпадало под определение верности, но только верен ты не человеку, а Абсолюту, который проявляется через этого человека.

Человек обычно из-за своего неведения (помните второй принцип) хватается сначала за форму, получает форму, а содержание потом, что называется, ускользает. И это причина многочисленных семейных трагедий, которые сплошь и рядом случаются, потом человека несет на какие-то сексуальные приключения или еще куда-нибудь несет.

Вы понимаете, что все проблемы образа жизни, все проблемы удовлетворенности или неудовлетворенности, все ваши моменты, связанные с взаимодействием, они не вчера возникли и не позавчера, они были на протяжении всей истории человечества.

И вот здесь мы сталкиваемся как бы с ноу-хау, или наработкой этой предыдущей цивилизации, которая полностью решила этот вопрос. Очень опасно, если человек неудовлетворен, не видать ему просветления. Обычно люди думают так: «Вот я неудовлетворен в том-то, в том-то, в том-то, но я буду заниматься йогой» – «Почему?» – «Вот я достигну самадхи, а потом удовлетворю все свои желания» – вот это крайне неправильная постановка вопроса, пока есть неудовлетворенность, то ни о каком самадхи и речи быть не может – это становится таким тормозящим фактором.

Знаменитый закон четырех и пяти как раз отсюда и выходит, но не понимайте его превратно, я вижу иногда, как люди его совершенно не понимают и начинают очередные маргинальные действия творить. Но в любой момент этого образа жизни, как мы уже сказали, может вмешаться сверхлогика.

Поэтому вы должны помнить, что то, о чем мы сейчас с вами говорили, это образ жизни йогов и йогинь, сохранивших до нас высочайшее знание йоги, но в йоге есть другое совершенно жесткое положение – ни в одной книге, ни в одной философии, ни в одном течении йоги нет указаний, как вы должны жить, вот просто нет в природе, есть какие-то рекомендации, есть какие-то советы, есть множество факторов, которые помогут вам решить какие-то ваши кармические проблемы.

Собственно все заповеди от этого и возникли, вот бралась большая группа людей, воровитых и каждый день друг друга убивающих, и вот им заповедь «ни убий», «ни укради».

Под конкретного человека давались конкретные заповеди. Нет абсолютных законов природы того, как каждый человек должен жить, иначе мы бы все с вами были роботы, а этот свод правил – наша программа.

А мы с вами сделаны по образу и подобию чего-то Высшего, мы обладаем свободой воли и соответственно жизнь у каждого из нас своя личная, поэтому не воспринимайте это как руководство к действию, но с другой стороны, это как такой момент для размышления, он очень полезен.

Вот почему я прочитал сегодня эту лекцию для нашего Открытого Йога Университета. Поэтому как складывалась и будет складываться у каждого из нас жизнь никто не знает, жизнь постоянно меняется, новые условия приходят, какие-то старые уходят, но есть какие-то базовые принципы, от которых тяжело куда-то деться и хорошо бы над ними поразмышлять.

По материалам лекции “Образ жизни йогов и йогинь”, 05.04.2008, автор Вадим Опенйога.