Есть состояние, каждому из нас знакомо, оно называется боль. Боль может быть вызвана самыми разными факторами, самыми разными причинами. Более того, под общим словом боль, подразумеваются разные проявления. Может быть физическая боль или душевная боль. Что такое боль? Йога даёт совершенно парадоксальный ответ, очень неожиданный и кажущийся несколько странным, нелогичным. Йога говорит, друзья, а боли нет. Конечно, каждый из нас скажет, как это нет? Когда я был у зубного врача, очень даже была. Как же можно отрицать очевидное? А йога продолжает настаивать на том, что боли нет. Подобно тому, как нет темноты, есть отсутствие света. То есть, нет такой сущности, нет такой энергии или такого сознания, нет такого явления. Природы этого явления, как таковой нет. Вопрос тогда, ну хорошо, нет боли, согласен, да, а чего же есть тогда? Что же я тогда ощущаю, когда мне больно? Йога даёт следующий ответ, боль – это вывернутое наизнанку наслаждение. Оно действительно есть. То есть, за болью стоит наше наслаждение, которое совершенно хитрым, непостижимым образом, как нам кажется, превращается в свою прямую противоположность.
Та энергия, сознание, то проявление, которое мы наблюдаем, когда человек говорит, что он испытывает боль, является энергией и сознанием наслаждения, но совершенно невиданным способом превращено в свою противоположность. Во всём виновата майя (иллюзия). Таким хитрым образом она действует. Ещё одно грубое сравнение, которое хоть немного даст вам осознания. Она действует так, будто берёт единый поток наслаждения, делит его пополам, грубо говоря, и сталкивает лбами. Эта внутренняя борьба наслаждения с наслаждением, не на жизнь, а насмерть, называется тем, что мы испытываем как боль. То есть, боль, как это ни странно, сводится к понятию наслаждения. Суть боли – заставить нашу энергию наслаждения работать саму против себя. Как это происходило в течение долгой, долгой эволюции – отдельный разговор. От простого к сложному. Но механизм, по которому формируется боль, этот принцип – не изменен. Боль – это высочайший шанс для живого существа развиваться. Мы ненавидим боль, не любим боль, избегаем боль, страдаем от боли, с ужасом думаем о том, что боль может наступить. Но в то же время, не будь в нашей предыстории боли, мы бы не развили разум и не поднялись по эволюционной ступени. Или по-другому, боль – это было то «ноу хау» или тот хитрый метод, который мы сами для себя выработали, дабы двигаться в своем развитии. То есть, боль при всей своей нетерпимости и чудовищной неприемлемости, была абсолютно необходимым фактором на нашем эволюционном пути. На пути, как это ни странно, преодоления майи (иллюзии). То есть, майя сама породила этот механизм боли. А этот механизм боли в результате своего действия заставил нас сформировать разум. А разум, в свою очередь, может преодолеть майю. То есть, без этого кнута невозможно было обойтись.
Если человек начинает считать, что боль является само сущей вещью, такой же незыблемой, как и наслаждение, то он этим самым, наделяет несуществующую сущность силой, своей собственной силой. Это ещё один очень тонкий механизм подпитки боли. До тех пор, пока мы верим, что боль реально существует, мы никогда не научимся её преодолевать. В йоге абсолютно всё можно анализировать с точки зрения здравого смысла и логики. Другое дело, что иногда это приводит к совершенно смешным, тривиальным результатам, но во всяком случае, не противоречит обычной жизни. Следующая вещь, о которой нам говорит йога, начиная с уровня, когда развивается разум – один из высочайших принципов устройства вселенной, никто не мешает нам заменить закон кнута на закон, пряника. У каждого конкретного проявления боли, есть вполне конкретные причины неведения, порождающие эту боль и требуется всего лишь иногда рассеять неведение, чтобы боль исчезла. Победить боль на уровне разума можно только одним способом, другого не дано, – уметь отключать разум. Следует учиться отключать разум, иначе боль будет продолжаться. Разум хитрая вещь, он как инструмент, его можно поднявшись на уровень интуиции, быстренько, раз и воспроизводить. То есть, этот механизм, его можно выбросить. Можно жить без разума. Как только он нужен, хочу, чтоб был разум, он так мгновенно раз и возникает, как воображение, у него природа такая.
По материалам семинара “Наше Я, боль” от 25.11.2008, автор Вадим Опенйога