Нас от них отделяет река. Или их от нас. Китайцев.
Две расы, два народа, два образа жизни,. Контрастный Китай и противоречивая Россия. Благовещенск и Хэйхэ: по разным берегам Амура раскинулись эти города, только центры чуть смещены вверх и вниз по течению реки, но, в целом, можно сказать, стоят окна в окна.
«Сегодня 2 сентября в 21-30 будет произведен перекрестный салют России и Китая в честь 65-летия Победы во 2-й Мировой войне»
Салютами уже давно никого не удивишь. Еще лет пять назад мы мчались на площадь и закинув головы, раскрыв рты, как завороженные смотрели на яркое действо в небе. Потом салюты приелись, мы обленились и стали смотреть их из окна, нередко даже и не до конца. Но слово «перекрестный» заинтриговало. Поэтому, несмотря на то, что четверг и завтра рабочий день, мы всей семьей отправились на набережную. Южное направление города как магнитом тянуло к себе потоки людей и машин.
Хэйхэ был в ударе – светился так, что казалось, там нет ни одного миллиметра без огней. Или мне это показалось? По темной кромке реки, на том берегу, тускло и бледно мерцали много-много свечей, это китайцы зажгли свою тысячу, наши свечи тоже было видно – они горели возле памятника военному кораблю. Две тысячи свечей зажгли в этот вечер люди – как дань, как память.
По Амуру курсировали теплоходы, а в центре реки стояла баржа, с которой и начали пускать первые залпы. Почему салют был назван «перекрестным», мы поняли позже. Одинаковые фейерверки с разницей в несколько секунд. Сначала – с нашей стороны, затем – с китайской. Красиво, долго, разнообразно. То в воздухе рисуется красная звезда, то рассыпается золотой дождь, то разноцветные точки начинают метаться в разные стороны. И все это в двойном размере.
Наш восьмилетний сын крутился в разные стороны, нужно было успеть посмотреть и салют, и корабли, и пограничные катера.
– Мама, а зачем свечи на воду положили?
– Это в честь погибших в той войне, так всегда делают…
– А против кого мы воевали?
– Мы воевали за свою родину.
– А китайцы за кого?
– За свою, против японцев…
Сын удивленно оборачивается. Сзади стройными рядами стоят японские автомобили разных мастей и калибров.
– А что, разве японцы плохие?
– Ну, они тогда были плохими, помогали немецким захватчикам.
– А кто больше победил – мы или китайцы?
………………..
Больше победили американцы, они ядерным оружием придавили победу. Это как чемодан – если не закрывается, его ногой притаптываешь – помогает.
– Вот! А без нас китайцы бы не справились, они должны быть нам по уши благодарны – это уже муж.
Зачем так? Тебе-то они ч-т-о плохого сделали?
Ночью я целую крепко спящего сына. Хороший мой! Пусть, понятие «война», ассоциируется у тебя только яркими цветными взрывами фейерверков и людской памятью плывущих по ночной воде свечей.
Благовещенск, сентябрь 2010 год.