© 2019 М. АЛЬБЕДИЛЬ
В статьях СТРАНА, ГДЕ БОГОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮДЕЙ и ИНДУИСТСКИЕ КУЛЬТЫ: ЖИВАЯ АРХАИКА нам представлена возможность, познакомиться с особенностями географического расположения, этнокультурными и религоведческими традициями, государства Непал.
Следующая часть статьи посвящена религиозному вопросу – особенностям Непальского буддизма.
Буддизм не является доминирующей религией в Непале; на его долю, по разным оценкам, приходится 8-11% населения. Однако в точности этих статистических данных можно усомниться.
Дело том, что индуизм и буддизм так тесно переплетены друг с другом, что порой трудно определить границу между ними.
Но какой бы ни была статистика, буддизм играет весьма заметную роль в жизни страны, и это сразу становится очевидным: повсюду встречаются буддийские святыни, ступы, монастыри и т.п., причем не только в городах и селениях, но и в пустынных местностях, в горах.
Непал наряду с Индией – место традиционного паломничества для буддистов всего мира. Они устремляются к знаменитым ступам Сваямбунатх, Бодхнатх и другим местам долины Катманду, а также в Лумбини, где родился Будда.
Строго говоря, во время жизни Будды эта территория принадлежала Индии, а во владение Непала перешла лишь в 1856 г. Но исторические детали, видимо, не играют важной роли. Даже надписи на местных автобусах провозглашают Непал родиной буддизма.
В 249 г. до н.э. в Лумбини побывал император Ашока. Он совершил здесь многочисленные жертвоприношения, воздвиг ступу и одну из своих колонн с надписью; она стоит там и поныне, являясь неопровержимым историческим доказательством. В надписи из Румминдеи говорится о том, что на 20-м году царствования Ашока посетил место рождения Будды: «Царь Пиядаси, наперсник богов, через двадцать лет после помазания, сам посетив то место, почтил: “Здесь родился Будда Сакьямуни” – приказал …колонну из камня воздвигнуть»; «Здесь Благословенный родился».
Итак, буддизм распространялся в Непале уже со времени своего зарождения. В стране тогда правила династия Киратов (VII-VIII вв. до н.э.), при которой буддизм был главной религией. Однако позже, при других правителях, утвердился индуизм, и начиная с XIII в., при династии Маллов, именно он был провозглашен основной религией. С XVIII в. при династии Шахов индуизм получил статус государственной религии, но продолжал мирно сосуществовать с буддизмом; это содружество религий продолжается по сию пору.
Примеров тому множество. Часто буддийские святыни соседствуют с индуистскими. Так, на территории индуистской святыни Муктинатх находится буддийский храм, а в шиваитском святилище Пашупатинатх – статуя Будды.
Еще один выразительный пример: живая богиня Кумари, о которой шла речь выше, должна принадлежать к буддийской касте, в то время как король воплощал собой индуистское божество.
В случае с Кумари мы сталкиваемся с еще одной особенностью непальского буддизма – его кастовым характером, хотя исходно буддизм был совершенно не совместим с кастами. Они попали в Непал из Индии вместе с индуизмом, и теперь являются его неотъемлемой частью. И хотя в 1963 г. касты в Непале были законодательно отменены, они остаются непреложным фактом по-вседневной жизни.
Эта весьма непростая конфессионально-кастовая картина буддизма в Непале заметно усложняется за счет очень пестрой этнической ситуации, так что у каждого живущего здесь народа буддизм приобретает свой сугубо местный колорит.
Совершенно особое место в общенепальском буддизме занимает буддизм неваров, автохтонного населения долины Катманду, который развивался здесь под сильным влиянием Тибета. Отечественный ученый-религиовед Е.А.Торчинов (1956-2003) предполагал, что «неварский буддизм представляет собой рудимент классической индийской махаянской традиции в ее позднем варианте, когда она включила в себя учения и формы практики тантрического буддизма – Ваджраяны, и испытала достаточно сильное влияние индуизма».
Один из крупнейших неварских монастырских комплексов Ква Бахал находится в городе Патан (Лалитпур); его центром является Хираньяварна Махавихар, «Золотой храм», названный так из-за обилия желтого металла в архитектурных деталях. Монастырь служит центром паломничества как буддистов, так и индуистов, а его община – одна из самых влиятельных в долине Катманду].
* * *
Такова сложная и весьма интересная с исследовательской точки зрения конфессиональная си-туация в Непале, которая в отечественном востоковедении практически остается за пределами внимания.