Наблюдая за окружающим нас миром, мы обнаружим, что весь мир подчиняется неким законам: день сменяется ночью, сезоны сменяют друг друга в определённой последовательности, звёздные светила меняют свои положения циклично. Наблюдая за собой, мы также обнаружим, что у нашего тела есть свой ритм: состояние бодрствования сменяется состоянием сна, ритмы сердца и дыхания так же постоянно меняются. Вся Вселенная вокруг двигается, танцует в согласии с неким ритмом. Как наш личный ритм жизни соотносится с ритмом Вселенной? Посмотрим, что говорит нам по этому поводу йога.
Танец со Вселенной
Видов йоги столько, сколько существует видов человеческой деятельности. Такое наше проявление, как танец, находит своё отражение в Рита йоге. В более широком понимании слово «Рита» трактуется как ритм танца Вселенной. Если наш ритм совпадает с ритмом Вселенной, мы пребываем в состоянии гармонии и счастья. Если мы выбиваемся из общего ритма Вселенной, то испытываем дискомфорт и боль. Рита йога даёт нам инструменты, для того, чтобы почувствовать этот Вселенский ритм и почувствовать его таким образом, чтобы в итоге обрести полное и безусловное счастье.
Истоки Рита йоги
Рита йога сохранилась благодаря усилиям индийского народа, который веками хранил древнее знание. Исследуя общие корни многочисленных духовных доктрин Индии, мы в конечном итоге придём к Ведам. Сами Веды ни на что не опираются. История их возникновения не известна. Однако тот факт, что они не только сохранились до нашего времени, но и дали толчок для развития и распространения огромного количества течений, говорит об их грандиозном потенциале и жизнеспособности. Ведическое знание — это сверхлогичное, запредельное знание этого мира. Основным понятием, выражающим смысл Ведического знания, является свобода. Каждый может выражать свободу по-разному. Для разъяснения правильного действия в Ведах, когда мы выражаем свою свободу, не нарушая свободу других, вводится понятие «Рита».
Натья шастра
Трактат, в котором упоминаются элементы Рита йоги в таких её проявлениях, как Нрита йога, Нритья йога и Натья йога, называется «Натья шастра», который датируется II веком до нашей эры. Рита йога во всех её видах — это очень древнее занятие. Известно, что в древности знания Вед не записывались, а передавались устно. Им не нужны были законы и предписания, они интуитивно чувствовали закон Риты и жили в соответствии с ним.
Со временем люди стали терять отточенность интеллекта и остроту восприятия. Поэтому потребовались дополнительные инструменты, которые наталкивали бы их на осознание сверхлогичного импульса бытия — Риту. Тогда древние мудрецы решили превратить чтение Вед в театральное действие, сценическую постановку, передавая таким образом невербальный импульс знания. Даже если человек не понимал смысла, но слышал этот речитатив, проблески невербальной передачи знания освещали его разум, и происходило посвящение. Этот процесс именовали «вторым рождением». Позже такие чтения превратились в некое действо, положив начало искусству постановки — Натья йоге, а несколько позже и искусству танца — Нрита йоге и Нритья йоге.
Дхарма, карма и три принципа йоги
Итак, с течением времени, для разъяснения сути закона Риты стали вводиться дополнительные понятия и использоваться дополнительные инструменты. Так возникли понятия дхармы — жизненного пути, оберегающего от страданий и позволяющего в максимальном объёме насладиться жизнью, и понятие кармы — гласящего, что всё в мире имеет свою причину и свои следствия.
Были сформированы принципы йоги, как детальные указания для того, как приблизиться к пониманию своей дхармы, а от неё к пониманию Риты.
- Первый принцип Йоги — принцип Ахимсы, Доброты, непричинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если возможности не причинять вред нет, то поступаем так, как велит нам наш долг.
- Второй принцип Йоги — принцип Брахмачарьи, логичности и последовательности — использование своих сил, времени на достижение поставленных целей в любой сфере жизни. Всё, что уводит в сторону, должно быть отброшено.
- Третий принцип Йоги — принцип отказа от страданий во внешней и внутренней Вселенной: Всеми силами стараться помогать всем живым существам избавляться от страданий, если они волеизъявляют это, и если мы в состоянии им помочь. Помогая избавляться от страданий другим, мы будем одновременно избавляться от страданий внутри себя.
Из этих довольно конкретных понятий и указаний мы можем вывести некий практический алгоритм действий, подводящий к осознанию Риты. Используя его мы расширяем свою свободу, становимся все более счастливыми, но делаем это не в ущерб другим живым существам
Алгоритм принятия йоговского решения:
1. Сначала мы вспоминаем, что мы свободны и можем поступить, как угодно. Продумываем все возможные варианты решений.
2. Вспоминаем, что у нас есть долг, наша ответственность перед теми, кто сокращал свою свободу во имя нашей свободы, кто был добр к нам. Мы должны осознать, в чем наш долг и сделать наш долг отправной точкой для дальнейших размышлений по принятию решения.
3. Пропускаем наше решение через Первый принцип Йоги в увязке с нашим личным долгом. Отбрасываем все варианты, которые не удовлетворяют этому принципу.
4. Пропускаем оставшиеся решения через Второй принцип Йоги. Отбрасываем все варианты, которые не удовлетворяют этому принципу.
5. Если мы идём путем быстрых методов йоги, то пропускаем все наши оставшиеся решения через Третий принцип Йоги. Отбрасываем все варианты, которые не удовлетворяют этому принципу.
6. Затем, если осталось несколько вариантов решений и мы не знаем какой выбрать, то мы можем спросить мнение эксперта, авторитетного для нас человека или узнать мнение большинства людей.
7. После всех предыдущих шагов, какой бы вариант у нас ни остался, мы снова вспоминаем, что мы свободны и можем как принять, так и отклонить то решение, которое получилось в итоге.
Свобода и ответственность
В результате применения такого алгоритма мы получаем точку опоры, от которой можно оттолкнуться. Вопрос, зачем и для чего это делать, если можно ограничиться первым и последним шагом: «Я свободен».
В соответствии с законом Кармы, свободы не бывает без ответственности: за каждое наше действие будут те или иные последствия. Поэтому в наших интересах использовать свою свободу на пользу себе и окружающим. Гармоничное проявление свободы в соответствии с ритмом Вселенной приводит к её расширению, что подводит нас к менее абстрактному для нас понятию счастья, к которому стремится каждый человек.
Рита йога подразумевает расширение своей свободы за счёт доступных каждому проявлений нашего высшего «Я». Здесь мы вплотную подходим к понятию творчества. Рита йога выстраивает мост между понятием йога и деятельностью танцоров, художников, поэтов и музыкантов. Рита йога — это смысл искусства. Любое направление искусства, вдохновляющее других людей, и есть Рита йога.
Если через наше творческое проявление, через акт реализации нашей свободы люди стали свободнее, мы автоматически увеличиваем свою свободу. Если же мы проявляем свободу за счёт сокращения свободы других, рано или поздно она сократится и у нас.
Суть Рита йоги — живи и наслаждайся сам и давай жить и наслаждаться другим!
Творческая сила — мощный фактор в нашей жизни, способный поистине творить чудеса, поднимая дух поверженных, возвышая души влюблённых. Рита йога помогает нам правильно использовать нашу творческую силу, максимально расширяя свою свободу и потенциал, не забывая при этом про ответственность перед окружающими живыми существами. Конкретные рекомендации, которые даёт Рита йога, мы рассмотрим в следующей статье.
Чувствуйте Риту внутри себя!
Автор статьи: Марина Аранья
Редакция: Мирра, Ева Рати, М.Сарасвати-Бхавани
Куратор проекта: Керигона