Мы с вами спим; кто-то спит много, кто-то спит мало. Кто-то говорит о том, что спит по четыре часа в день и полон сил, а кто-то говорит что спит по двенадцать часов и так же полон сил – и наоборот. С тем, что мы спим, сталкиваемся каждый день, каждый известный период времени и иногда до нас доходят туманные, таинственные слухи, что где-то далеко в горах, не в нашем районе, живёт тот или иной человек, который не спит вот уже 40 лет или около того. Это приводит нас в умиление, замешательство и на этом всё заканчивается. Способность спать, очень важна для восстановления сил. Стоит немного не поспать – и человек приходит в нервное возбуждение, но потом всё равно природа берёт своё и человек отключается.
Аксиоматика следующая – наше Я, как вы знаете, проявляет себя через наше тело, через наши органы чувств и воспринимает всё, что происходит снаружи, либо внутри нашего тела. Но они по отношению к нашему Я все внешние. Поэтому сейчас в современной психологии есть такие термины – внешний мир, внутренний мир. Всё это является внешним по отношению к нашему Я с точки зрения йоги. Потому что это Я и есть наш истинный внутренний мир. Всё остальное – по определению, внешнее. Внешний мир – это тот, с которым мы сталкиваемся каждый день на улице; внешний мир – это, как ни странно – наши какие-то переживания и ощущения. Иногда человек закрывает глаза и видит в себе ясность или какие-то туманные хитросплетения желаний, каких-то рефлексов. Начинаются самокопания, ощущения – что вот «в моей душе темно» или «в моей душе светло» или человек говорит «я не могу разобраться в своём внутреннем мире», или что более первостепенно – внутренний мир или внешний. Давайте ещё раз будем всё более и более четко подходить к аксиоматике йоги – всё что вне нашего Я, всё внешнее! Поэтому, когда вы закрываете глаза и ощущаете внутри какие-то подсознательные мысли и образы, ощущаете желания, то с точки зрения йоги – это такое же внешнее, как и внешний мир снаружи нашего тела. Это здорово облегчает объяснение всех йог, в том числе, и йоги сновидений. Наше Я получает опыт, взаимодействуя с внешним миром. Это внешний мир, как внешний мир снаружи нашего тела, так и внешний мир внутри нашего тела, который всё равно снаружи по отношению к нашему Я. И всё это вместе, весь этот конгломерат, называется Вселенной, ощущением, нашим опытом.
В состоянии сновидения нам открывается ещё одна грань реальности. Поэтому аксиоматически – то что мы видим во сне – безусловно, отчасти навеяно тем, что видели днём, но с другой стороны – мы видим какую-то принципиально новую грань, ту, которую в состоянии бодрствования мы никогда бы не увидели. Мы добираем то, что в состоянии бодрствования наш разум вырезал и отбросил за ненадобностью. Разум вообще в этом отношении очень хорошая вещь – он то, что не понимает, отрезает и выкидывает. Но так он долго не может существовать, так как накапливается объём неких переживаний и ощущений, очень смутных иногда (в психологии всё это называется подсознательными работами), но с точки зрения йоги это просто информация, переживания, ощущения, энергии. Этот баланс должен быть восстановлен. В состоянии бодрствования мы можем делать много других йог: хатха-йога и многие другие, а вот та наша часть жизни, которая приходится на состояние сна, сна со сновидениями и сна без сновидений, как раз и попадает под применение Йоги Сновидений. И тут эти йоги дают нам достаточно широкий инструментарий. Что с этим можно делать?
Самое первое, с чего начинается Йога Сновидений – это с принципиальной переоценки этого состояния. Йога Сновидений одинаково серьезно относится ко всему, с чем он сталкивается в состоянии бодрствования, как и к тому, с чем он сталкивается в состоянии сновидения. Если что-то человеку приснилось, можно отмахнуться от этого рукой, а можно очень серьезно проанализировать, или сделать какие-то надлежащие выводы.
Мы не догадываемся о том, что там есть огромное количество инструментов, позволяющих использовать это состояние в целях саморазвития. Всё начинается с осознания важности снов. Осознание важности начинается с аксиомы – по отношению к нашему Я всё внешне – и то, что вы увидели во сне и то, что вы, проснувшись, встретили на улице – с точки зрения нашего Я – это – две абсолютно одинаковые внешние ситуации. Соответственно и отношение к ним должно быть одинаковым. Дальше начинается интересное – а это уже более практические моменты – это осознанность сновидения, техники, которые позволяют выработать такой подход, что вы во сне осознаете, что вы спите и при этом не просыпаетесь. Обычно, когда человек осознаёт, что он спит – он тут же просыпается. В йоге есть набор инструментов, которые позволяют нам достигнуть этого состояния, не просыпаясь. Затем, как только это состояние достигнуто, открывается широчайший набор разных-разных инструментов, которые будут использовать тот факт, что вы спите и осознаете тот факт, что вы спите и не просыпаетесь при этом. И это позволяет вам использование всякого рода медитативных практик, всевозможных практик Мантра-йоги и других практик других йог – Янтра-йоги и прочих. Тут возможно применить навыки из других йог, но уже во сне. Качественно другое состояние. Совершенно другие потрясающие и захватывающие результаты. Более высшие стадии – это явное осознание неделимости опыта Высшей реальности на состояния сна или сновидений.
По материалам семинара “Йога во сне“ от 13.11.2008, автор Вадим Опенйога