Интервью с Александрой Татой о йоге, преподавании и «пути сердца»

Смотреть видео

Здравствуйте, меня зовут Иван Смирнов. Мы находимся в студии Открытого Йога Журнала. Сегодня 25 апреля 2020 года, и у нас в гостях Александра Тата.

Саша, привет!

— Привет, Ваня!

Расскажи, пожалуйста, свою историю: как столкнулась с йогой. Собственно говоря, что натолкнуло тебя поступить в наш университет на целых 4 года?

— Вообще уже скоро 7 лет, как я в Университете. Я очень долго занималась благотворительностью, приютами для животных. Через них я попала в такую тему как вегетарианство. Честно скажу, потом я от этого ушла. Но мне один друг посоветовал, когда я не знала как питаться, систему аюрведы. Но и от аюрведы я тоже отошла. Самое главное, что в книге по аюрведе увидела одну фразу о том, что неплохо было бы заниматься йогой, если вы уж что-то там пытаетесь понять. Это меня зацепило. Первую книгу по йоге я нашла в интернете. Это, кстати, очень хорошая книга школы Сарасвати. Книга была по Крия йоге, про шаткармы. Очень интересная! И я пыталась заниматься дома, но у меня ничего не получалось.

Когда это было? Как давно?

— Это было в январе 2013 года. Параллельно я уже искала в интернете ещё какие-нибудь источники по йоге и очень быстро нашла Международный Открытый Йога Университет. У меня был, к сожалению, неудачный опыт похода на занятия йогой Айенгара. Пусть простят меня последователи йоги Айенгара. Я чуть не ревела. Тогда я уже читала наши курсы «нулевые». И дёрнуло меня попасть к ним на занятия! Там были боль и унижение. А я-то уже начиталась, что должно быть всё без боли. Всё должно быть в удовольствие, а я этого не получала! Была очень огорчена. Возле моей работы открылся новый фитнес-центр, это уже было в апреле. И туда пришёл преподаватель Эдуард Печорин. Я уже проходила курсы нашей любимой Открытой йоги и попала к нему на занятия. Как раз у него на занятиях было ровно так, как написано в курсах. Все те же фразы, все те же слова. На тот момент я уже продвинулась в изучении йоги и решила прям сразу поступать. Поехала на летний выездной семинар в июле. Виктория Бегунова провела со мной собеседование. И я была чуть ли не единственная из заочных студентов, кто прошёл у неё собеседование. Впоследствии я стала старостой группы Вега, самой большой за всю историю МОЙУ: 56 человек или 54, сейчас не вспомню.

А что для тебя было самым интересным в учёбе? Какие-то захватывающие моменты или минусы были?

— В Сыктывкаре очень много было студентов, и поэтому у меня обучение было полу-очное. Я ходила на УПЗ около 7 раз в неделю, потому что всё было возле моей работы. Даже во время обеда отпускали. У нас на первом курсе, когда мы учились, группа была самая крупная. Никто не был готов к такому количеству людей. У нас было 14 человек в подгруппе. Сейчас не рекомендуется больше 8. Ты представляешь, до тебя за всё занятие могла не дойти очередь отвечать! Пока все позитивы 14 человек расскажут — уже ползанятия прошло. Это был минус. Но много людей, соответственно, уходит. И потом всё выровнялось. У меня был великолепный куратор Антон Порхун, заведующий кафедрой Медитации. То, что мы потом проходили в магистратуре, Антон нам лично преподавал уже на спецзанятиях на 3 курсе. Представляете, какой уровень у нас был? На кураторство к нам был назначен Эдуард Печорин. Последние годы мы учились под его руководством. У нас был сильный состав преподавателей. Поэтому, наверное, из нашей подгруппы выпустились такие сильные преподаватели. Почти все преподают.

Расскажи, в каких проектах и кафедрах ты участвовала?

— Я участвовала практически во всём. Изначально я была старостой группы Вега. Тогда у нас всё было на этапе становления. В то время Настя Савитри, великолепная наша, предпринимала первые попытки создания той системы, которая сейчас есть. Потом эту систему подхватили мы с Эдуардом, и я стала на 2 курсе главным куратором всего заочного отделения под присмотром Эдуарда. Потом Юля Шивакари внесла огромный вклад, усовершенствовав нашу работу. Это самый мой большой проект — всё заочное отделение нашего МОЙУ. 

Вы развивали заочное отделение?

— С Эдуардом. Он внёс огромный вклад, без него бы ничего не получилось. И я 4 года возглавляла это отделение, а потом уже сил не стало хватать. Конечно, участвовала во всех кафедрах: кафедра Мантра йоги, Хатха йоги. Потом я сама возглавляла кафедру Артха йоги, прочитала серию лекций по данному виду йоги. Также руководила и была владелицей йога-центра, возилась с ним с 2015 года. В прошлом году в июне мы продали йога-центр, и теперь я открыла свою йога-студию и по этому поводу прочитала серию лекций. Много в чём участвовала. Всех проектов, которые я создала, не перечесть. Например, есть Проект Практического Преподавания Высших Йог, который собирает все практики. Он больше для серьёзных преподавателей, которые ведут много занятий. 

Вообще, самое моё большое достижение — это то, что я, пока училась в МОЙУ, родила ребёнка. Была беременная, родила и выкормила. При всём этом ритме жизни. Что я только ни делала: вела семинары в МОЙУ, лекции читала, вела спецзанятия в группе Дхарма. Дхарма уже выпустилась. Представляете, какая я древняя! У меня было самое большое количество карма йога часов среди студентов в Веге. Я сейчас не знаю, какие цифры у людей, но на тот момент у меня было какое-то беспрецедентное количество часов: иногда я в неделю работала по 24 часа.

Все твои наработки, достижения как-то тебе помогли? Они как-то пересекаются с твоей жизнью?

— Как мне говорили все мои мужья, я замужем за йогой, а не за ними. Поэтому, если ты так много работаешь, то личная жизнь твоя всегда хромает. Ты всегда недо-мама, недо-жена. Но ты великий преподаватель, проводишь семинары трёхдневные одна! Я, кстати, провожу семинары. Провела 4 выездных семинара почти одна. Ты и лекции читаешь, и организатор, и всех расселяешь, и все практики ведёшь: Рита йогу, Нидра йогу, Хатха йогу. Всё время нон-стопом до 11 ночи. У меня какое-то безумное количество часов преподавания, через меня прошло более 10 тысяч посещений, более 5 тысяч занятий. Я уже перестала считать. Я в неделю преподавала 22 занятия. Только преподаёшь йогу. Без руководства йога-центром, без спецзанятий, без стратегического собрания. Так что у меня жизнь была — одна йога! И очень долгое время, конечно, у меня были угрызения совести, что я плохая мать. 

У нас в Международном Открытом Йога Университете есть такое понятие как «карма работа». Нашим читателям и зрителям было бы интересно послушать, что такое вообще «карма» и что такое «карма работа»? Какую роль карма работа играет на пути самопознания?

Вы, наверное, знали, кому будете задавать этот вопрос. Я фанат Карма йоги! В первую очередь, если говорить о карме, то это простейший закон причины и следствия, который мы «тянем» с самого начала, когда мы появились в этой Вселенной. И карма у нас бывает положительная, отрицательная и нейтральная. Наша задача выйти за пределы любой кармы. Есть такой вид йоги, как Карма йога —  йога, которая прежде всего работает с кармой. Это великолепный способ работы с кармой. Но чаще всего мы про Карма йогу говорим, когда вспоминаем великолепный трактат по Карма йоге, в котором есть диалог Кармананды и Дхармананды. В книге «Тексты Открытой йоги» вы этот трактат найдёте, он просто бесценен! Читала неоднократно лекции о Карма йоге, также как и о дхарме. Нельзя говорить о карме без понятия «дхармы». Дхарма — это общая цель всех живых существ в достижении Просветления. И есть такое понятие, как «судхарма» — это уже личная тропинка каждого человека. Хариш Джохари об этом пишет, в других первоисточниках это понятие также есть. И вот эта личная тропинка, которая пролегает между Первым и Вторым принципами, когда один принцип не должен противоречить другому. Чем меньше принципы противоречат друг другу и максимально выполняются, тем больше понимания, что мы идём по этой тропинке дхармы, как в нашей школе говорится. Так вот поиск этой личной тропинки — очень сложное дело. 

В Карма йоге есть 3 типа работников. Об этом как раз и говорится в трактате про Дхармананду и Кармананду. И вот третий тип работника не привязывается к результату труда, наслаждается процессом всей деятельности. То есть ему совершенно всё равно, будет отрицательный или положительный результат. Ему всё равно, похвалят его или поругают, заплатят ему или не заплатят. Он просто считает, что дело должно быть сделано. Почему он не привязывается к результату труда? Да просто потому, что он делает свою работу максимально хорошо. Сделал самое лучшее, что париться-то, в конце концов, если ты сделал всё от тебя зависящее? Но вот так работать очень трудно, честно вам скажу, особенно не привязываться к результатам труда. Например, мы может отрабатывать это в Хатха йоге. Не привязываться к результату: сяду я в итоге на шпагат или не сяду, а просто наслаждаться процессом растягивания тела, его изменением, ощущениями наслаждаться.Та же Карма йога и те же 3 типа работников отрабатываются на коврике. Не говоря уже об обычной жизни. У меня всем такой огромный совет: если вы никак не можете понять, чем вам заниматься в этой жизни, то начните на нынешней работе работать так, как будто вы уже нашли дело своей жизни. У меня есть целая лекция на тему «Как найти дело всей своей жизни», хотя бы какое-то дело, которое вам нравилось бы.

У многих людей работа ассоциируется с заработком.

Да, многие ненавидят работать. Но Вселенная любит таких людей, которые даже на нелюбимой работе так хорошо работают, что она им открывает свои тайны, и человек догадывается, чем же он ещё хотел бы заниматься. Я ни в коем случае вас не призываю по первому зову, например, если вы придумали, что вы вокалист великий, бросать работу, бросать свои заработки. Можно продолжать работать и учиться вокалу. Дело вашей жизни может медленно продвигаться. Это может быть маленькое хобби, которое потом когда-нибудь вырастет до масштабов вашей основной деятельности с большим заработком. А может, и не вырастет — мы не знаем, нет никаких гарантий. У вас семья, обязательства, дети. Обязательно продолжайте работать на обычной работе, если вы не можете финансово обеспечить себя только любимым делом. Умейте совмещать. Я очень долго работала на 2 работах. 

Но все-таки для большинства людей работа это каторга. Они не могут сразу поменять умонастроение. Как к этому подойти?

У нас есть самая лучшая вещь — состояние саттвы, ясности, прозрачности, чистоты. Из саттвы соткан наш буддхи, наш разум. В это состояние саттвы вводит вот такая работа. Если вы чувствуете, что от вашей работы никакой саттвы нет, а только одно раздражение, ужас, либо вы в состоянии лени, либо в раздражённом раджасе, вас всё бесит и вы готовы задушить кого-нибудь либо обругать, не надо ничего этого делать, найдите ближайшую йога-студию, и там, на йоге, за часик или полтора вам преподаватель, самое главное — грамотный преподаватель, сможет подарить это состояние саттвы. Пусть ненадолго, пусть на чуть-чуть, но вы его хотя бы поймёте. Вы начнёте ходить на йогу, и ваше тело, деревянное где-то, как-то начнёт разгибаться, карма начнёт распутываться, ваш разум будет успокаиваться. И вот теперь уже можно будет говорить о том, как вам искать вашу тропинку. Потому что пока у вас всё на нервах, в лени или ваше тело в ужасном состоянии, и вообще вас всё бесит, ни о какой дхарме речи вообще не идёт. Сначала приведите себя в чувство. Даже если Вселенная будет давать подсказки, вы их просто не увидите за пеленой майи, иллюзией этих состояний, омрачённостью разума и тела. Поэтому, кто не знает, что делать: идите на йогу! Конечно, ищите своего преподавателя, каждому своё. На эту тему вы можете посмотреть мои лекции на моём ютуб-канале. В поиске набирайте: Александра Тата. Я заведующая кафедрой Артха йоги, поэтому реклама у меня уже в привычке.

В йоге есть некоторые принципы, идеи. Работают ли они в реальной жизни? Порой люди впадают в крайности. Вот это йога, знание йоги здесь, а практика йоги здесь. Практика ради практики. Вообще возможно ли соединить йогу с жизнью? 

Начинающим можно потихонечку изучать йога-курсы openyogaclass.com. Но советуют даже студентам первого курса разделять обычную жизнь и йогу. Со временем, когда принципы в вас приживутся: принципы Доброты, Эффективности, а если вы преподаёте, то и принцип Отказа от страданий — потихонечку всё это будет соединяться. Хатха, Крия и Мантра йога, которую вы практикуете, это тренировка, где вы можете отработать все крайности, все принципы, например, в позах, чтобы потом в обычной жизни так же чувствовать, где вы в крайность уходите: на работе, в общении с мужем, с детьми. Ведь это всё отрабатывается на позах. Я на своих занятиях людей этому учу. Я, кстати, поражена, что до этого не доходят многие преподаватели. Они не понимают, что Хатха йога и есть плацдарм обычной жизни. То есть та же поза Хатха йоги ничем не отличается от любой нашей деятельности. И мы все принципы — Гармонии, принцип Энергии, принцип Сознания, все три радости — можем применять в любом деле. Я этому учу. Но должен быть грамотный преподаватель йоги, а таких настолько мало, да почти вообще нет. Это я вам как руководитель йога-центра говорю, потому что я набирала столько людей… Таких преподавателей единицы. Для этого многие идут учиться в МОЙУ, потому что здесь происходит мягкая интеграция. Наши кураторы и наставники мягко, медленно всё это перемешивают, и йога становится вашей жизнью. Но здесь есть страшный перекос в начале. Это фанатизм, когда люди открывают какую-то истину и начинают всем подряд — своим мамам, папам, мужьям и всем остальным друзьям — её транслировать. Транслируют неумеючи, ничего не понимают, что несут. У людей шок. Они думают, что вы в секту какую-то попали. Поэтому пока всё не улеглось, не дай Бог вам это на кого-то вываливать. Хотя очень хочется… Бхавы столько, что хочется вылить на всех окружающих. Я сама вываливала в первые годы обучения.

Как свидетели Иеговы: ходишь и всех обращаешь в свою веру. Это плохо, честно скажу. Вот сейчас я это произнесла, и вы меня поняли. Если вы на начальном уровне, то отстаньте от окружающих. Вот когда переварите эти знания, сможете о них адекватно говорить, не навязывая своё мнение и не пугая людей, тогда открывайте рот. Не можете открыть рот — ищите единомышленников в МОЙУ, созванивайтесь и общайтесь бхавно. 

В школах йоги, да и не только в йоге, есть представление о передаче знаний, подготовке своего преемника. Стоит ли искать себе преемника? Когда это нужно делать и не только в йоге, но и в жизни. 

Да, обязательно. Если говорить о йоге и о Карма йоге, если вы студент МОЙУ или человек, выполняющем карма работу, вы всегда должны уметь передать знания, написать какую-то инструкцию, найти преемника, если вы занимаете высокую должность. Я вот, например, передала всю свою работу Юле Шивакари. У нас был целый процесс передачи дел с инструкцией, с поддержкой. Какое-то время она опиралась на моё мнение, спрашивала и задавала вопросы, а потом выросла и сама начала всё делать. Другой момент, когда вы на другой работе работаете. Да на любой работе, даже самой простой! Вы должны найти преемника, если собираетесь уходить, или обучить человека, которого вам дал руководитель. Если вам не дали добро самому воспитывать преемника, то вы можете порекомендовать: вот этот парень хорош, вот этой девушке можно доверять, я бы их обучила, если бы вы дали добро, или я жду другого человека, которого вы возьмёте с улицы, и я его обучу, инструкции ему напишу и буду отвечать на все звонки, даже когда уволюсь. 

А зачем это? Лишнее время тратить на какого-то человека. Что мне это даст?

Это закон причины и следствия: пока не научите вы, не научат вас. Это первое. Во-вторых, вы хотите дурную карму себе нажить, бросив дела и никому их не передав? Бросив этих людей в их обстоятельствах, не помогая им избавиться от страданий, которые они испытают от того, что вы сбежали с работы, не передав дела, с ошибками какими-то, дела все в разрухе. Есть такие отделы, где обязательно всё надо передавать, есть коммерческие тайны и всё остальное. Есть очень интересные профессии, в которых вообще никак без преемника. Это просто дурная карма. Как вы поступите, так же и поступят с вами. Бросят вас, как котёнка, в новой должности, и будете там барахтаться! Никто вам не поможет. «Накосячите» и ещё денег будете должны. Быстро ведь «прилетит по башке»! 

Готовя преемника, ты возлагаешь на него свою ответственность?

Можно и так сказать. Ведь человек хочет сам эту ответственность взять. Он же пришёл работать. 

Получается, с тебя снимается большой груз. Ты становишься свободнее. 

Это ещё связано с процессом обучения. Вы кому-то отдаёте, значит, ваш сосуд освобождается для новых знаний. Это очень приятно: кого-то научить, кому-то помочь. Это по-йоговски.

Одна из основных целей йоги заключается в обретении Свободы. Но наличие правил противоречит понятию Свободы. В нашем мире огромное количество правил, в том числе и в нашем университете. Собственно говоря, нужны ли они вообще? 

— Во-первых, мы помним, что свобода — это ответственность за каждое своё действие. Если в нас много ещё животной кармы, мы ещё наполовину до сих пор животное, которое понимает только кнут, то есть законы и правила, как только этот кнут убирают, мы опять становимся ленивыми. Соответственно, не растём, не продвигаемся на пути самопознания. Не созидаем, на работе ничего не делаем, если нас не «подгонять кнутом». Только зарплату все ждём. И поэтому людям пришлось ввести такой кнут, как законы. Почему в МОЙУ нет праздников и каникул? Вот по этой же причине. Потому что, казалось бы, йоги такие осознанные ребята! Принципы каждый день повторяют, йогой как будто бы занимаются! Убери кнут и посмотрим, сколько процентов людей будет продолжать отправлять Карма Раджа Йога Отчёт, выполнять вовремя все задания. Смотрите, какое сейчас количество кураторов у нас отвечают, например, за отправку вовремя карма отчётов, и какой процент студентов их до сих пор не заполняет! Их пинают, подгоняют, кураторы и наставники, а они всё равно не отправляют. Вы понимаете, до какой степени скотина сильна в нас! Когда-нибудь, пользуясь этими принципами, дурная карма скотины в нас всё-таки закончится. И мы начнём работать, став свободными. 

Я вам честно скажу: испытание свободой — самое страшное. Когда я руководила йога-центром, всё равно были кнуты в виде налоговых, всяких инспекций, зарплату надо всем сотрудникам платить. Чем не кнут? А тут ты выходишь, и надо работать самому на себя. То есть зарплаты по сути нет, и налоговая к тебе не приедет. Ты мелкая пешка. Что с тебя взять-то?! И получается, что ты полностью свободен. И ох, как тяжело-то становится! Правил игры нет, делай, что хочешь! И вот тут-то начинаются «медные трубы». Многие люди к свободе просто не готовы. К жизни без правил готовы единицы. Остальные не готовы, они не понимают, что делать. Они не могут сами занять себя, не могут заработать деньги, если им не говорят, что делать: делай раз, делай два. Им нужны правила. Некоторые йоги думали: «Ах, уйду в пещеру, буду практиковать!» Вот вам карантин — вот вам пещера. Вот магазин рядом, даже зайца добывать не надо. Есть все условия, но что-то не медитируется 24 часа в сутки, не идёт. Казалось бы, до карантина не хватало времени, а как время появилось, оказывается, «ленивка» напала. 

Получается, правила нужны, чтобы расширить свободу, научиться пользоваться своей свободой. Правильно?

Да. Обуздать вот эту собственную «скотину» для начала. Это, кстати, и бешеный разум. Знаешь, у буддистов есть картинка, где слоник идёт сначала чёрный, погонщик и так далее (рисунок буддистского Учителя Тричжанга Римпоче, поясняющий этапы медитации Шаматхи по достижению ментального покоя — прим. редактора) . В конце пути уже белый слон, очищенный разум, и погонщик на нём сидит. Они уже дружат, а в начале надо было этого слона подгонять. Потому что это наш разум. Он такой и есть. 

Хорошо, а в чём тогда отличие свободы личной от свободы других людей? Как относиться к свободе другого живого существа?

— Ты очень сложный вопрос задаёшь! Потому что я существо ещё далеко не просветлённое! И то, что я могу сейчас сказать, может не соответствовать действительности. По той простой причине, что я сама не приобрела ещё ту самую свободу. 

Мы говорим о твоём личном опыте.

— Свобода двух людей в союзе должна быть шире вместе, чем по отдельности. На этом же принципе и МОЙУ строится. Например, у меня на данном этапе очень остро стоит вопрос свободы ребёнка. Потому что если с мужем более или менее еще как-то понятно, потому что он взрослый человек, который может сам одеться, покушать и сходить на работу, то ребёнок ещё не может сам многое сделать. Ты не понимаешь, где ты нарушаешь его зону ответственности. Потому что ребёнка нужно воспитать ответственным и свободным. Личностью, а не твоей копией или твоим приложением. И вот эта грань очень сложно с детьми прорабатывается. И все мамы сейчас понимают, про что я говорю. Шаг влево, шаг вправо: либо анархия, либо закрепощённый ребёнок, от тебя зависимый.

Свобода других людей… В первую очередь вы можете быть самостоятельным. Сейчас мужчины будут говорить: «Ах, ты сильная женщина, которая хочет не зависеть ни от кого!» Но, как показывает мой опыт многих разводов, надо уметь не зависеть ни от кого. Потому что потом дети, кредиты остаются на плечах русской женщины. Конечно, это мой личный путь. Никому не навязываю. Некоторые женщины любят быть полностью зависимыми от мужчин. Это нормально, это их карма. 

В моём понимании, свобода — это когда ты полностью можешь освободить себя и свои проблемы решать самостоятельно. И другие люди не вмешиваются в твою жизнь. Ты независима. Ты полноценная личность. Есть рядом с тобой спутник, нет рядом с тобой спутника, помогают тебе родители или не помогают — ты полноценный человек. Я не могу сказать, что в своей жизни достигла этой стопроцентной полноценности. С маленьким ребёнком это трудно. Элементарно зависишь от бабушки или няни. Но стремиться к этому надо, чтобы никого не обременять своей жизнью. Безусловно, надо давать свободу человеку, который рядом с тобой, неважно, останется он с тобой или придёт другой. Уважать свободу личности обязательно надо! Ни о какой ревности или удерживании «на коротком поводке»

даже речи не идёт. Правда, с такими женщинами, которые так могут жить, очень трудно. Они слишком «амазонистые», так как они сами свободны, как ветер. Ты можешь быть рядом со мной свободен или не рядом со мной свободен. Я сама вот такая, очень сложная женщина, «амазонистая», и со мной очень трудно. 

Что бы ты хотела пожелать нашим читателям и зрителям? Напутствие, вдохновение, предостережение?

— Первое, что бы я хотела сказать: выбирайте путь, в котором есть сердце. Учитесь чувствовать других людей — это прикладная Ньяса йога, это йога Преподавания. Научитесь их понимать. Перестаньте отрицать людей. Если в вашем пути нет сердца, то он приведёт в никуда. Как его почувствовать? Только интуитивно. Как развить интуицию? Развивая сердце. Но и не забывайте развивать разум. Никогда не переходите в крайности. Развивая сердце, не будьте добрячком глупым. Развивая разум, не станьте слишком умным и злым. Развивайте эти два центра одновременно, а потом начните думать сердцем. Это самое главное, что я могу сказать. Я иду именно по этому пути. Пути эмпатии. Пути сердца. Но не глупого сердца, а умного. 

Это замечательное наставление! Я напомню, что у нас в гостях была Александра Тата. Меня зовут Иван Смирнов. Если вы хотите бесплатно изучать йогу или стать преподавателем йоги, то регистрируйтесь на нашем сайте openyogaclass.com. Если у вас возникли вопросы к нашему гостю или к нам, то пишите на наш адрес openyogajournal@gmail.com. Всем спасибо за внимание! До новых встреч!

Интервьюер: Иван Смирнов

Набор текста: Дмитрий Бобров

Редакция: Мария Гаятри, Анастасия Андрейченко, Анна Вита, Евгения Агни

Главный редактор: Мирра

Куратор проекта: Керигона

ITEMPUnivercity

Автор:  

Открытый Йога Журнал — проект Открытой йоги. Проект существует с 2015 года. Из трёх человек, стоящих у его истоков, команда значительно выросла и теперь в ней трудятся уже более 30 человек, не считая многочисленных авторов. Статьи написаны студентами и вольными слушателями Открытой Йоги. В них затронуты темы, изучаемые в МОЙУ, и раскрыты они максимально простым языком с жизненными примерами, цитатами великих личностей и определениями из различных областей деятельности. Журнал непрерывно расширяется. Если Вы хотите поделиться Бхавой и своими открытиями в йоге, а также если у вас есть предложения и любые вопросы, пишите по адресу: OpenYogaJournal@gmail.com