Йога — это когда желание практиковать такое же естественное, как дышать Интервью с Керигоной

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ytb.png

Смотреть видео

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Ольга Соловьева, это виртуальная студия Открытого Йога Журнала. И сегодня у нас в гостях основатель Открытого Йога Журнала, супервайзер МОЙУ, преподаватель йоги с большим стажем Александр Злобин (Керигона). 

— Привет, Саша!

— Привет!

— Я рада, что ты нашёл время для нашей встречи. Как настрой?

— Всё замечательно!

— Отлично! Саша, ты уже более 10 лет обучаешься йоге, всё ли ты изучил? Можно ли тебя назвать мастером йоги, Учителем в широком смысле этого слова? Для чего человеку учиться?

— Давайте по порядку. Всё ли я изучил? Понятное дело, что совершенно не всё! Изучу ли когда-нибудь это всё — неизвестно, потому что, сами понимаете, в наше время изучить всё — это утопия, ровно точно так же, как это было 2 тысячи лет назад. Единственное отличие лишь в том, что информации, которая вокруг нас витает, стало больше. Тогда она была чуть менее доступна. Поэтому наша способность изучить всё должна быть скорее заменена способностью найти то знание, которое поможет нам в дальнейшем получать все знания. Поэтому изучать в первую очередь я всё-таки бы порекомендовал то, что жизненно необходимо. На текущий момент, если оглянуться вот на эту десятилетнюю веху, то я гораздо больше узнал о йоге, чем знал до этого, что меня, с одной стороны, радует, с другой стороны, озадачивает, потому что упираемся в тот факт, что очень много сейчас открытых знаний о йоге, в которые хотелось бы запустить свои ментальные щупальца.

Назвать меня мастером йоги и Учителем в широком смысле этого слова, наверное, можно. «Каждый встречный не брат и не друг твой, каждый встречный — твой Учитель», — говорит мудрая поговорка. Вполне возможно, кого-то и угораздит назвать меня таким вот замечательным образом. А мне больше нравится «преподаватель», потому что преподаватель — это такая «ахиллесова» история, то есть, с одной стороны, ты причастен к йоге, а с другой стороны, у тебя всегда есть вот эта «пяточка», которая позволяет не брать на себя всю ответственность за происходящие события. 

— Хитро!

— Такие две крайние позиции. С одной стороны, ты всё время можешь кому-то блеснуть гранью Вселенной, а с другой стороны, если что на курсы Открытой Йоги можно человека отправить, не замыкать на себе этот путь в йогу.

— Да, хороший способ, согласна с тобой! Были ли моменты, когда ты хотел бросить обучение? Какие причины на это были, как ты устоял и что заставило тебя передумать?

— Да постоянно в голове какая-то каша варится, и не всегда эта каша варится правильно. Всегда есть выбор, как в нашем любимом примере, ставшем уже классическим за время существования Открытой Йоги. Куда пойти: в соседний бар пропустить кружечку пива или пойти на йогу. Таких историй — сплошь и рядом. Так не только у меня, но и у тех учеников, которые когда-либо осознавали: «О боже, ещё 4 года учиться!» Подгибались коленки хотя бы раз в жизни у каждого. Нельзя сказать, что это желание слабое. Думаешь: «Четыре года! Что я буду делать эти четыре года?! Неужели только асаны изучать?» Но в процессе, конечно же, если есть желание изучать йогу и оно действительно серьёзное, как описывается в различных трактатах, вроде: «Ты должен хотеть заниматься йогой так же, как ты хочешь сделать вдох воздуха или глоток воды во время жажды», — то оно переборет все остальные желания, которые возникают в процессе реализации вот этого изначального желания изучать йогу. 

— У тебя именно так и было?

— Да, в предыдущем интервью была рассказана история про то, как очень долго я искал, где мне учиться. Это было не сиюминутное желание, а серьёзный интерес. И за счёт этого серьёзного интереса и капельки силы воли в нужные минуты удалось, можно сказать, утроить свой век жизни в стенах Открытой Йоги. Ещё чуть-чуть, и будет скоро 12 лет. 

— Часто можно услышать противоречивые ответы на вопрос: «Меняются ли люди?» Кто-то скажет, что нет, не меняются, а кто-то скажет, что, конечно, меняются. Ты как считаешь: меняются ли люди и от чего это зависит? Может ли помочь этой трансформации йога?

— Сложный вопрос. Всё не так однозначно. С одной стороны, люди меняются, когда сами захотят, а с другой стороны, если человек сам не хочет, то никакая жизненная сила, кроме божественного провидения, наверное, не заставит его свернуть со своей колеи. Йога нам говорит, что всё важное, нужное, полезное должно быть сохранено. Точнее, если оно уместное и поэтому важное, то должно быть сохранено. Если же оно неуместно, то это что-то устаревшее: какие-то привычки, представления о себе, черты характера и так далее, — это всё должно быть уничтожено. И йога способствует этому. Йога нас призывает изучать эти процессы: процесс создания, процесс уничтожения и, как бы окутывающий их, процесс их поддержания.

— Расскажи, каким ты был в начале обучения и каким стал теперь? 

— В начале обучения я был не уверен в себе. За счёт чего эта неуверенность в себе изжилась? Вот как раз за счёт необходимости каждую неделю по субботам на практических и специальных занятиях доказывать себе, что я могу этот путь пройти. Потом, когда мы приступили к преподаванию и стали обучать других студентов, прибавилось то, что мы можем помочь другим пройти этот путь, потому что нет других людей, кто мог бы и хотел бы это сделать. Пока ты учишься, ты сам себе опора, потому что понимаешь, что никто за тебя это не выучит. Потом, когда ты преподаёшь уже студентам, понимаешь, что никто кроме тебя не донесёт до них эту информацию, не устранит препятствия на пути их самопознания. И вот постоянно таким непрерывным самовопрошанием как раз и удалось неуверенность в себе исчерпать.

— Здорово!

— Надо переключиться с процесса, когда ты постоянно ждёшь, что к тебе прилетит волшебник в голубом вертолёте и поможет что-то сделать, в режим, что я некая могучая такая штука, которая может всё. И только вопрос времени, когда я это получу.

— Давай поговорим о моментах, когда проходит вдохновение. Можно ли его удержать или как-то сгенерировать с помощью йоги? 

— Вдохновение — прекрасная штука. Чрезвычайно мотивирует на первых порах, пока не столкнёшься с реальностью. Когда ты в мыслях великий йог, то, конечно же, это чрезвычайно стимулирует вести какую-то деятельность. А потом, когда ты понимаешь, что вот сегодня ты — великий йог, и завтра великий йог, и послезавтра… Но, к сожалению, пока только на первом курсе или на втором. А там впереди ещё много всего, и аспирантура с магистратурой, то вдохновение имеет тенденцию улетучиваться. Но оно улетучивается, потому что теряется в уме точка концентрации. Если теряется вдохновение, то, значит, где-то была потеряна концентрация на своём собственном образе желания. И вариантов борьбы с такой негативной кармой не очень много. Самый первый, с которым нужно научиться дружить — это умение, стиснув зубы, переползать вот эти волны депрессии, прокрастинации, апатии и всего остального. Потому что если такого умения нет, то рано или поздно лодка качнётся слишком сильно и куда-нибудь понесёт. В такие критические моменты мы не взлетаем до уровня своих ожиданий и представлений о себе, а падаем до уровня своей подготовки, то есть того, что было забито на подкорку, что было там подготовлено предварительно какими-то рутинными практиками, когда каждый день что-то делаешь по чуть-чуть. К сожалению, можно перепутать волну, вызванную потерей собственной концентрации, с потерей вдохновения, потому что как только концентрация возвращается спустя какое-то время, возникает и вдохновение. Это ощущение потока, что ты на правильном пути и вся Вселенная тебя ведёт за ручку, и так до следующей потери концентрации. Мы всегда чего-то желаем, и если это сильное желание, приковывающее всё наше внимание, то при смене объекта концентрации мы начинаем страдать. Если много праны было вложено в этот объект, то при его резкой смене начинаются большие страдания. 

— А почему для саморазвития ты выбрал именно йогу, а не какой-то другой инструмент?

— На тот момент не знаю, почему именно йога. Это было, не побоюсь этого слова, провидение, потому что было много на самом деле вариантов, куда податься. Можно было даже эмигрировать в более тёплые страны, но что-то вот не дало, подсказало, что если здесь и сейчас этого нет, то искать это в других местах будет бессмысленно, потому что нет гарантий, что там это тоже есть.

— Я знаю, что у йогов есть инструменты на все случаи жизни. Что йога говорит о том, как правильно начинать процесс в практике?

— Правильно так: начало, потом практика, потом завершение. И это не очевидно, к сожалению. Иначе на этом не было бы сделано такого акцента. В нашей школе тем, кто хочет преподавать, и тем, кто сам практикует, вдалбливается, что обязательно должно быть начало практики. Оно более абстрактное, но оно есть всегда, просто мы его не замечаем, не только в практике йоги, в любом другом процессе и действии. Есть начало, некая стартовая точка, которая приводит к другой, следующей точке, и множество таких точек как раз и составляет целый путь. 

— Что йога говорит о том, как правильно продолжать и завершать процесс? 

— Она говорит, что вся практика состоит из этой триады: начинания, поддержания (сохранения) и разрушения. Без этой триады не обретается ни один плод практики. Любое начинание требует концентрации и минимального памятования о том, что ты когда-то всё-таки начинал. Желательно ещё вспомнить всех предков перед практикой, обратиться к Высшему и попросить устранить все видимые и невидимые препятствия или чинить необходимые препятствия для достижения поставленной цели. 

Начинать нужно с доверия. Когда я пришёл, было как раз много стеснения, много неловких моментов, когда не знаешь, к кому обратиться. Сейчас для этого в школе Открытой Йоги есть такой инструмент, как наставничество, поэтому правильно начинать в идеале со знакомства со своими наставниками, с максимального коннекта с ними. Наставник — это тоже своего рода инструмент, «человекоподобный интерфейс» для начинающего йогина, когда он ещё не знает точных команд, где что лежит, куда обратиться, какой пароль от сайта. У него есть интерфейс в виде наставника, у которого он может на понятном ему языке что-то спросить, и наставник ему должен посодействовать в решении этого вопроса, направить к нужным людям, познакомить с правилами, ввести в курс дела, чтобы человек мог максимально быстро всё делать сам. 

Что касается завершения, то тут сложная история, потому что мы не привыкли отслеживать все вехи процессов. Например, на производстве есть отдельный менеджер, который следит за тем, чтобы процесс начался вовремя и завершился тогда, когда нужно. За это специально людям деньги платят, чтобы они тщательно следили за завершением процесса. Эта практика ключевая. И на основе этой базовой практики строится вся остальная переменная часть. Если за 4 года человек переосмыслил свой подход к этой триаде — созданию, поддержанию, разрушению — то не будет никаких вопросов о том, должен он доучиться или должен он практиковать ту или иную практику. И с работой вопросов меньше станет: почему начальники ко мне так относятся, дёргают меня постоянно. Поэтому завершение процесса — это тоже важный вопрос. Важно, как ты заканчиваешь практику и понимаешь ли ты, что ставится эта точка в конце, или не понимаешь. От этого зависит импульс движения, пойдёшь ли ты дальше по прямой или тебя куда-то отрикошетит в сторону.

— Скажи, Саша, с чего начинать процесс духовного роста? 

— Духовный рост — это часть большой пирамиды, которая базируется на устойчивой платформе. Если мы рисуем пирамиду и верхнюю часть отделим, то получится, что нижняя часть — это опора для этого духовного роста. Если мы обращаемся к теории Йоги о чакрах, то это три нижние чакры, соответствующие таким уровням, как земля, вода, огонь. Они и должны стать опорой для духовного роста. Земля, вода, огонь — это наши физические чувства, ощущения, связанные с физическим телом. Всё это должно работать как часы, тело должно уметь прыгать, бегать, кувыркаться, обязательно отдыхать, правильно питаться, выполнять необходимое ему количество нагрузок. Также должна быть сформирована та часть, которая отвечает за наши вкусы, эмоциональную составляющую, — это произведения искусства, книги, картины, походы в оперу, балет, что трогает дух и не оставляет его чёрствым. И, конечно же, должна быть реализована в дальнейшем та часть, которая связана с управлением, то есть Манипура — огненная чакра. Она связана не только со зрением, гневом, но и с умением подчинять и управлять. Если человек не научился с ней работать, не выработал умения подчиняться и подчинять себе людей, то о духовном росте говорить сложно. Это препятствие на пути к духовному росту. 

Возможности расти есть у каждого, большое количество возможностей! Например, сформировать нормальное питание, я не говорю о каких-то изысках, хотя бы более-менее регулярное, чтобы тело могло регулярно обновлять свою грубую составляющую. Также нужно общаться с другими людьми, развиваться интеллектуально в спокойном режиме без стресса. Самая большая проблема у людей, занимающихся духовным ростом, это желание вырасти за секунду. Выскочить, как первый побег из-под снега, и заорать: «Вот он я, духовно развился!» Но это не так просто, потому что чем выше человек поднимается на этом пути, тем крепче должна быть опора из нижних трёх чакр, из понимания того, как они работают — отдельно и в соответствии друг с другом, что из этого возникает, какие эффекты и спецэффекты. Человек, который уже более-менее понимает, что у него есть тело — не он тело, а у него есть тело — осознаёт, что не всё так просто, хотя и кажется очевидным то, чему нас бабушки-дедушки учили: кушай вовремя, умывайся, читай книги, дружи с мальчиками, девочек в кино води и всё остальное. До поры до времени это хранится только лишь на поверхности ума, и, чтобы оно прошло чуть глубже и распустилось цветком понимания, требуется достаточно большое количество времени. Нахрапом это не берётся, из-за чего, собственно, люди и перегорают. Когда ты хочешь за месяц стать великим йогом, а тут тебе говорят, что ты должен в микроскопической деревянной чашечке носить 40 лет воду в колодец или из колодца переливать в другое место, вот тут-то проблемы и начинаются.

— Есть над чем подумать! Саша, можешь ли ты дать нашим зрителям и читателям какой-нибудь практический инструмент, упражнение для того, чтобы начать работать над собой прямо сегодня.

— Раз уж у нас интервью в ключе Раджа йоги получается, то надо! Даю установку, как Кашпировский.

— Всё, я настроилась!

— Надо сесть в удобную позу. Необязательно, чтобы это была поза со скрещенными ногами. Это должна быть удобная, спокойная поза, без напряжения, можно сесть на подушечку. Сделайте несколько свободных вдохов и выдохов, дождитесь того момента, когда улягутся мысли, просмотрите своё тело, начиная от ног, потом руки, туловище, голова. Надо заземлиться в нём, осознать, что это тело занимает пространство где-то во времени. Дальше пожелать мысленно счастья всем живым существам, которых мы знаем, которых не знаем, которых не любим, которые не любят нас. Это дополнительная формула концентрации. И далее следует сказать себе: «Я хочу делать следующую практику, я могу сделать эту практику, я буду делать следующую практику». Силой своего «Я» начинаем прорубать мистический канал к освоению собственных ресурсов и после этого, когда волевым решением мы выделили себе во времени небольшое пространство для практики, берём карандаш или ручку, или другой небольшой объект, способный поместиться в руку, помещаем перед собой. Говорим волшебные слова: «Я хочу взять этот объект»,— и пробуем осмыслить это волеизъявление, это желание. Кто я, что я хочу сделать и с чем. Подробно разбирать не буду этот феномен субъектно-объектной связи. Этой теме посвящена, в общем, вся йога и всё, над чем высшие умы человечества размышляют, а мы здесь начинаем к ней прикасаться. И вот есть я, есть объект, есть моя возможность с ним что-то сделать. Я говорю, что хочу взять эту ручку. И далее, без конкретики, происходит процесс конвертации нашего желания и мысли в ту волну биологических моторных процессов, которые приведут к тому, что мы возьмём эту ручку. Я беру эту ручку. Смотрю, как тянется рука и изящнейшим движением хватает эту ручку, сжимает в кулаке. Я себе говорю: «Я взял эту ручку». И теперь задача все органы чувств направить на ощущение этого момента. Я чувствую, какая она на ощупь, чувствую запах пластика, пробую чернила на вкус, грызу эту ручку. Я постучал ей и слышу, как она звучит. Я какое-то время наслаждаюсь этим действием. Может быть, минуту или пять минут. У каких-нибудь мудрецов, возможно, получится созерцать ручку в течение суток без отрыва. И тут некий магический процесс происходит, как информация об этой ручке во все каналы поступает. И теперь я говорю: «Всё, я ручку взял, а теперь хочу положить её обратно». Желательно поначалу сократить себе поле концентрации и одной рукой всё это делать: один предмет — одна рука. Я говорю: «Я хочу эту ручку положить». И мысленно её кладу. Где-то у меня в голове есть визуализация того, как я положил эту ручку. Если бы она не создалась, я бы не смог положить ручку. Где-то там внутри есть инженерный полк, который в виртуальном пространстве ума создал эту картину, как я положил ручку, и телу осталось только вписаться в эту картину. Я волеизъявил, молниеносно подумал, как это сделаю, и теперь кладу эту ручку. Говорю себе: «Я кладу ручку», — и наблюдаю, как я её кладу. Ни налево, ни направо не отвлекаюсь. Отпустил, нет в руке ничего, и вот снова мой субъект разотождествился с объектом. Я смотрю на руку, рука свободна: да, точно ручки в ней нет. Так бывает во сне: ты положил ручку, потом отворачиваешься и смотришь, а ручка у тебя снова в руке. Ты её положил, снова отворачиваешься — и снова она в руке, не можешь её стряхнуть. Такие сны частично показывают нам реальность вот этого безумия, которое происходит. Наша практика завершилась на этом созерцании процесса отождествления-разотождествления. Ещё несколько вдохов и выдохов, про себя произнесли мысленно, что практика завершена, и побежали дальше. 

Если уделить этому упражнению достаточное количество времени, то в дальнейшем эта практика станет ключом к пониманию такого большого пласта йоги, как Раджа йога, и поможет дополнительно добавить практики из йоги Визуализации и развернуть внимание на источник всех наших действий, что очень непросто само по себе.

— Саша, спасибо тебе большое! Я напоминаю, что у нас в гостях был Керигона. Меня зовут Ольга. Если вы хотите бесплатно изучать йогу, регистрируйтесь на нашем сайте openyogaclass.com. Если у вас возникнут вопросы или предложения к редакции журнала, пишите нам по адресу openyogajornal@gmail.com. Спасибо, Саша, до встречи!

— Спасибо тебе, Ольга! 

Интервьюер: Ольга Соловьева

Набор текста: Наталья Колесникова

Редакция: Елена Лакшми, Мария Гаятри, Ольга Белоус, Евгения Агни

Главный редактор: Анастасия Андрейченко

Куратор проекта: Керигона