Мы с вами в обычной жизни привыкли оперировать с тем, что называется понятия. И будь то какая-то реальная вещь или процесс, о котором говорим, волей не волей возникает образ вещи или образ действа, о котором мы говорим. К примеру, мы говорим: «Чашка чая». Сразу же возникает ментальный образ дымящейся кружки, вкусного чая. И мы прекрасно отдаем себе отчёт, что это какой-то сосуд, сделанный из глины, наполненный жидкостью, водой с добавлением заварки.
Мы говорим: «Бушует ураган». И в голове появляется образ, что налетел ураган, вихрь, деревья гнутся, как перед грозой, вот-вот дождь пойдёт. И возникают картинки в движении, в действии. И мы прекрасно понимаем, что же такое то или иное действие, тот или иной предмет, мы просто видим формулы и их анализируем. Но в то же время вспоминаем аксиоматику йоги. Мы помним, что процесс творения Вселенной происходил постадийно. И были такие моменты, когда не существовало понятие формы.
Когда мы вспоминаем закон 1, одно без другого, единый Абсолют. При этом отсутствует, что есть что-то другое, в форме оно или без формы. Т.е. мы можем прослеживать эти моменты вплоть до того, как в аксиоматике йоги мы сталкиваемся с понятием бесконечного, которое формирует некую среду, из которой могут появляться некие формы, действия, и когда мы уже можем говорить о процессе.
Т.е. понятие формы где-то вторично по сравнению с тем, что есть та некая основа, из которой эта форма лепится. В индийской мифологии всегда давалось такое сравнение, что гончар может вылепить из глины и горшок, и кружку, и тарелку, и что угодно. Но для этого он берёт глину, а глина – это что-то бесформенное.
И возникает вопрос: если есть форма, то из чего же она вылеплена. С позиции обычного здравого смысла мы бы сказали: «Ну, как из чего? Из материи». А материя что такое? Ну, атомы, молекулы, как-то хитро они перемешаны, есть разные атомы, разные молекулы. А что объединяет разные атомы и разные молекулы? Здесь нам уже современная физика начинает помогать. Она говорит, что и то, и другое – это сконденсированная, уплотнённая или замороженная энергия.
Мы имеем дело с понятием энергии. И эта энергия приобретает затем форму атомов. Атомы собираются в молекулы, молекулы в то или иное вещество, а вещество – в те или иные объекты или явления. Это о грубом, материальном. Итак, субстанция, из чего лепится любая форма – это то, что на европейском языке называется «Энергия» или в индийской метафизике – «Шакти». Мы помним, что принцип Энергии – это принцип вечного видоизменения. Когда мы говорим про некую форму, мы подразумеваем постоянство. Поэтому, любой объект – это не только лишь Энергия, а ещё и структуры, по которым выстроился этот объект.
Например, чашка чая. Каждый атом глины, из которой сделана чашка, можно интерпретировать, как Энергия. Но ведь они как-то построены в какую-то конструкцию. И здесь мы подходим к концепции, которая называется «Сознание». Т.е. это некие силовые линии, вокруг которых начинает проявляться принцип вечного видоизменения – Энергия.
Мы приходим к аксиоматическому выводу, что всё, что мы видим вокруг – это комбинация Сознания и Энергии. И из этой комбинации Сознания и Энергии и возникают все объекты и явления, с которыми мы сталкиваемся.
Под эту концепцию больше попадает концепция праны, или первопричины Вселенной. Можно по-другому сказать, что всё, что мы видим вокруг себя – это игра праны, первоначальное её проявление.
Чтобы понять фактически любую форму, явление, которое есть, было или будет во Вселенной, следует познать, из чего она лепится. И если вы познаете природу праны со всеми её законами, то, как следствие, вы из этого можете вывести все возможные формы, которые были, есть и будут во Вселенной, а, соответственно, все возможные взаимоотношения этих форм или то, что мы называем процессами.
По материалам лекции “Йога влюблённости. Часть 14-я.” от 09.03.2010 г., автор Вадим Опенйога