Классические методы йоги.

Метод классической йоги (то есть йоги, которая опирается на Первый и Второй принципы) предполагает постепенное приближение к некой цели. Здесь можно привести аналогию с артиллеристом: то у него снаряд не долетит, то перелетит цель, но с каждым выстрелом они все ближе и ближе к цели. Так вот метод классической йоги как раз и предполагает такое постепенное приближение к этому высшему идеалу: человек делает определенные шаги, он последовательно приближается к некой цели.

И тут же возникает вопрос: «Сколько же времени требуется, чтобы достичь этого идела?» На этот вопрос нет никаких конкретных указаний или ограничений. Это сугубо индивидуально. Человек может потратить и несколько жизней, и несколько сотен жизней, и несколько миллиардов жизней на достижение этой цели. Все зависит от того, с какой скоростью человек приближается к этой цели. Классическая йога учит в первую очередь терпению и кропотливой работе над собой. Это не кавалерийский наскок: раз, раз и ты в три секунды приз завоевал или достиг цели. Нет. Это спокойное, рассчитанное не на одну жизнь мероприятие. То есть в классической йоге считается, что идти можно в течение нескольких жизней подряд. Более того, это не считается чем-то страшным или чем-то ненормальным. Это является совершенно естественным, тем более, если мы проанализируем ту цель, к которой мы стремимся.

Слово «свобода» – это достаточно серьезное понятие, тем более в йоговском объяснении, когда имеется в виду свобода от всего. В классических методах предполагается, что из жизни в жизнь, мы постепенно приближаемся к этой цели. Самое интересное, что и цель-то мы до конца сформулировать не можем, у нас просто не было опыта пережить эту цель. Поэтому мы постоянно намечаем себе некие горизонты и их достигаем. Но при этом наша свобода должна увеличиваться. Это состояние человека, которое очень хорошо охарактеризовал А.П.Чехов: «Я из себя раба выдавливал по каплям». Наша несвобода делает из нас рабов. Наш страх, который у нас внутри, делает из нас рабов. До тех пор, пока внутри есть страх, мы несвободны. До тех пор, пока есть какие-то другие факторы, которые нами управляют, будь то привязанность, гнев или жадность, мы несвободны.

И вот классическая йога призывает нас шаг за шагом, никуда не торопясь, постепенно «выдавливать из себя раба». Занятие это крайне долгое, крайне трудное. Осилить такую дорогу может только человек упорный, с серьезными намерениями. Работает такой человек не на публику, не для того, чтобы его кто-то похвалил или оценил заслугу. Более того, вся эта внутренняя работа настолько невидимая, кропотливая, ежедневная, а результат кажется настолько неочевидным, что, в общем-то, и ухватится не за что.

Путь этот связан с колоссальными трудностями. Во-первых, мы внутри себя несем зверинец впечатлений от предыдущих жизней. Мы прожили с вами множество жизней, и каждая из этих жизней оставила тот или иной отпечаток, мы породили ту или иную карму. Мы иногда, не отдавая себе отчета, начинаем вести себя как звери в телах людей: агрессивно, несдержанно. Иногда, наоборот, это проявляется в виде пассивности, задавленности, нежелания и неумения брать на себя ответственность – как бараны в стаде. Более того, это может чередоваться. В каких-то обстоятельствах мы ведем себя нагло, с агрессией, в каких-то обстоятельствах наоборот – поджав хвост. И бороться с этим крайне тяжело. Может быть, это была наша линия поведения в течение долгих и долгих жизней. Поэтому и надо собраться с силами, запастись выдержкой и следовать этому методу, капля за каплей выжимать из себя раба, уничтожать всю негативную карму, зарабатывать положительную карму, преодолевать свой страх, преодолевать свой гнев. Это может растянуться не просто на несколько жизней, но и на несколько тысяч жизней. Однако, в любом случае, человек, который идет по этому пути, в более выигрышном положении, чем человек, который не занимается работой над собой. В некоторых йогах есть афоризм, что для практикующего йогина время – его союзник, время его защитник, если же человек не занимается йогой, то время – его враг.

Вы можете сейчас не ощущать острую потребность бороться со своим страхом. Просто нет обстоятельств, чтобы этот страх в вас проснулся. Но все может поменяться буквально в течение нескольких часов. Могут возникнуть определенные жизненные ситуации, и на вас навалится волна страха. Страх бывает парализующий, изнуряющий, сидит раскаленным гвоздем и управляет нашим поведением.

Та же самая ситуация с гневом. Мы можем считать себя сдержанными людьми, но вот мы попадаем в некие обстоятельства, и вся наша благопристойность слетает, мы уже перестаем себя контролировать и с кулаками бросаемся на обидчика, совершенно забывая про все намерения, которыми мы до этого руководствовались. Это все происходит потому, что многое в нас идет на уровне программы, на уровне условных рефлексов. И с этим нужно бороться, иначе мы мало чем отличаемся от животных. И так из жизни в жизнь. Но каждый шаг должен хоть немного освобождать нас от этой зависимости.

Порой человек, имеет благоприятные условия жизни – нет страха, нет гнева, и у него возникает иллюзия, что он уже совершенен, и заниматься своим развитием уже якобы не надо. Но вместо того, чтобы себя успокаивать мыслями о своем совершенстве, лучше бы поработать над собой, воспользоваться этой паузой, пока дурная карма не пришла и не развернулась, и уничтожить будущие предпосылки страха и гнева. Все это называется классической йогой: шаг за шагом, капля за каплей, мы уничтожаем в себе раба, мы обретаем свободу. Иногда, чтобы сделать этот шаг, нам приходится делать вполне конкретные физические действия, ментальные усилия, где-то проявлять твердость характера, где-то наоборот, уметь уступать. Но в любом случае, просчитывать приходится на очень большой промежуток времени.

2009.05.02. Введение в аксиоматику йоги. ”Классические и быстрые методы в йоге”. (Вадим Запорожцев)