ЙОГА-СТАТЬЯ: ПСИХОЛОГИЯ САМООБОРОНЫ – ИСКУССТВО КШАТРИЕВ

Йога – это практическое воплощение знания Вед в жизни. Видов йоги столько же, сколько проявлений человеческой жизни. Таким образом, разных упражнений и подходов огромное количество. На Западе знают, в первую очередь, Хатха йогу, немного медитацию. Однако все составляющие жизни так или иначе могут превратиться в йогу. Это и работа, и взаимоотношения с противоположным полом, и отношения в социуме.

Одной из серьёзнейших сторон нашей жизни является всё, что связано с обороной, с войной; всё, что связано с некими конфликтами, которые переходят порой в раздел открытых.

Йога предельно уважает свободу других, даже свободу делать глупости. В йоге нас призывают общаться с нужными нам людьми и воздерживаться от общения с ненужными. Но, иногда ненужные сами навязывают нам своё общение в самой неприятной форме: в виде агрессии, в виде нападения. Вот почему в древние ведические времена была особая каста, которая называлась кшатрии.


Изначально ведическое общество было трёхкастовое: брахманы, кшатрии и вайшьи – триба (лат. tribus, от tribuo – делю или от слова tres – три) – племя. По мере того, как древние ведийцы (арийцы) переселялись в Индию, возникла необходимость определить живущих там людей в четвёртую касту шудр, или неприкасаемых. Но изначально было три касты.

Вторая каста, одна из самых ответственных – воины. Соответственно был вид йоги, связанный с войной. Этот вид, во-первых, был закреплён за кастой кшатриев. Во-вторых, представлял собой очень серьёзную практику йоги. Много позднее были написаны Махабхарата и Бхагават-Гита, где мы можем встретить йогу для воинов. Следует отметить, что это очень серьёзные произведения с достаточно глубокой философией, в том числе и философией воина. Когда Арджуна на поле битвы отказывается сражаться, Кришна ему говорит: «Отбрось малодушие! Ты должен исполнять свой долг!»

Если мы копнем более древние времена, в эпоху Ригведы (1700-1100 гг. до н.э.), то там прослеживается такой момент: конечно же, если есть возможность не воевать, воевать не надо, но ты обязан быть готовым воевать в любой момент. Это представлено в виде двух проявлений Абсолюта: в виде Варуны – это тот, кто побеждает врага, не вступая в схватку, на уровне замышления против него зла, то есть он действует, не доводя до схватки. И сопутствующее проявление – Индра, который действует, когда враг уже у ворот. Оба эти направления чрезвычайно важны, и в дальнейшем они трансформировались в науку кшатриев.

Йога придерживается трёх принципов. Первый принцип призывает никогда не причинять вреда ни одному живому существу, без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, поступать так, как велит наш долг, или, в одном из значений, Дхарма – жизненный путь. Если ты кшатрий, ты обязан быть готов исполнять свой воинский долг и исполнять его, когда в этом есть необходимость. Второй принцип призывает быть разумным и последовательным. И третий принцип: всеми силами облегчать боль, страдания и мучения этого мира и тем самым облегчать свои собственные страдания.

В образе жизни древних йогов и йогинь был такой аспект, как боевая йога. И сегодня мы можем переоткрывать эти древние знания. Существует такое направление в современной жизни, как Самооборона. Это направление имеет очень много схожих моментов с тем, чем занимаются йоги. Они не видны сразу, невооруженным глазом их не различить.

Самооборону, также как и йогу, не освоить за три дня или за недельный курс. Этим делом надо жить. Йога подразумевает также, как личная оборона, вдумчивое отношение ко всему, неразрушение организма, отсутствие излишней перенапряженности. Упражнения в йоге вводят человека в курс дела постепенно, не торопясь: всё объясняется, люди плавно готовятся к более сильным нагрузкам.

Боевое направление йоги и обычная йога одинаково соблюдают три принципа йоги.  Более того, это именно система, которая позволяет нам переоткрывать те знания, которые в нас и так заложены. Мы не привносим что-то не естественное для нас. Мы просто используем и открываем в себе то, что и так в нас есть.

По материалам лекции семинара, февраль 2020