Мудры и бандхи

Согласно аксиоматике йоги, у нас есть три группы тел – грубое физическое, тонкое и причинное. Они связаны с помощью энергии праны, воздействуя на грубое тело, мы получаем отпечаток на тонком и наоборот. Но есть некие положения тела, которые наиболее сильно воздействуют на места состыковок этих трёх тел, определённые упражнения, которые воздействуют на переходные моменты внутри нас. Здесь, как и во всей йоге, главное найти гармонию между грубым телом и тонким. Если мы ухватили эту гармонию, что-то срабатывает, приходят потоки энергии в разум и мы по-другому начинаем себя ощущать. Многие делают ошибку, излишне напрягаясь при выполнении этих упражнений, но здесь вопрос не в силе, а в гармонии, в переходе от грубого к тонкому. Эти две группы йоговских упражнений усилят ваши обычные практики, такие как хатха йога, крия йога, пранаяма йога, мантра йога, медитации. Огромный раздел как йога союза или использование сексуальной энергии в духовных целях целиком и полностью завязан на мудрах и бандхах. Это те упражнения, которые позволяют нам напрямую использовать нашу сексуальную энергию. Применять их можно как отдельно, так и внутри тех или иных йог. Когда человек начинает заниматься йогой, идут два процесса, первый – это очищение организма, а второй – это перестройка внутренних структур нашего тела. Мудры и бандхи в большей степени осуществляют перестройку. Йогин, который достаточно долго занимается этими упражнениями, с течением времени перестраивает свои внутренние структуры и приобретает ряд неких способностей, допустим, он меньше зависит от внешней среды – голода, жажды, холода, жары, ментальных воздействий извне. Это происходит потому, что внутри, на уровне тонкого тела, организм перестраивается.

 В переводе с санскрита мудра может означать печать, зерно, жест, приглашение, женщину йогиню в сексуальных практиках Тантра йоге. В разных текстах, в разных школах йоги это слово может означать разные вещи. Допустим, в тантрическом буддизме слово мудра в большей степени обозначает форму функционирования сознания наиболее близкое к просветленному. Мудра может означать жест и одновременно приглашение, мы приглашаем энергию (как жест) проявиться вокруг нас. Для йогина нет разницы, где заканчивается его тело и начинается окружающая среда, нет разницы между своим телом и телами всех других живых существ, поэтому иногда действие мудр объясняется, как приглашение энергии извне, но справедлив и другой подход, принимая то или иное положение, мы возбуждаем свою собственную энергию. С точки зрения объяснение действия мудр сводится к ассоциативным связям. Вся эта Вселенная построена в результате действия Майи (иллюзии), а ассоциативные связи – это основной закон. В этом смысле, любой внутренний канал и центр является ассоциативным. Для управления ассоциативными связями вы делаете мудры (ассоциативный инструмент). Раскрывается это только лишь, если вы долго занимаетесь йогой и очистили своё восприятие. Если вы не очистили своё восприятие и будете делать те или иные мудры, косвенно это будет действовать, но не так сильно. Можно выполнять те или иные позы, добавляя к ним те или иные мудры и со временем вы начнёте ощущать как взаимодействуют ваши тонкие каналы с положением рук. Принимая то или иное положение, вы начнёте резонировать тот или иной канал, усиливать то или иное упражнение, поэтому мудры применяются в хатха йоге, крия йоге, пранаяма йоге, мантра йоге, в йоге визуализаций. Например, визуализируя образ Тары и применяя мудры, вы приглашаете женскую энергию войти и проявиться. Это даже больше похоже на ритуал, как если бы вы действительно приглашали Божество. Значение слова «бандха» много. Оно означает что-то сжимать, захватывать, перекрывать, останавливать. В Непале под словом бандха понимают забастовку. Бандха можно ещё перевести как замок, зажим. Есть такая область в основании нашего тела, мышцы промежности, заднего прохода и половых органов, которые непосредственно и жестко связаны с некими процессами воздействия грубого на тонкое и причинное. Мы интуитивно сжимаем мышцы промежностей, мы перекрываем течение процессов, которые текли до этого в одном режиме, на другой режим.

Прана очень странная вещь, она проявляет себя и как сознание и как энергия. Внутри нашего тела этот общий поток праны делится на соответствующие пять больших пран и пять малых пран. Пять больших пран это прана, апана, удана, вьяна, самана. Есть ещё пять малых пран. Все они отвечают за то, чтобы наше тело не развалилось. Когда мы делаем мудры и бандхи, мы джаланхарой и мула бандхой две составляющие сливаем вместе, то есть получилась смесь наиболее близкая к изначальной пране, а изначальная прана поистине могущественна. Потом, втянув стенку живота, добавили саману и т.д., получилась исходная прана, а исходная прана это абсолютная власть, если она куда-то направляется, она мгновенно всё излечивает. Прана – это универсальная монета, чем больше у нас праны, тем больше вероятности, что мы расплатимся, когда придёт волна нашей негативной кармы. Чтобы эту прану получить, надо запустить этот процесс, а для этого надо почистить старые структуры, заставить их работать по-новому. Прана имеет ещё другой аспект, она расширяет сознание, если раньше вы чем-то не интересовались, как только праны становится в избытке, ваш разум начинает работать в другом ключе. Если поток праны у вас увеличивается, старый серый мир куда-то исчезнет из вашей жизни. Загоняя энергию в пупочный центр, йогин сжигает все свои грехи, то есть негативную карму. Все эти практики нас чистят, они растворяют семена негативной кармы, они нас подготавливают, выводят на очень высокий уровень, но ещё раз и ещё раз, делать это надо постепенно. Считается, что мудры и бандхи естественным образом приходят в йоге союза, это следует помнить, что это что-то гармоничное, что-то естественное и плавно переходящее.

По материалам семинара “Мудры и бандхи от 05.10.2010, автор Вадим Опенйога