Раджа Йога

Закон свободы – абсолютен. Если вы будете делать  свободными  других, то они будут тянуться к вам и с радостью исполнять ваши приказания .То есть, увеличивая свободу других, вы увеличиваете их власть. Как следствие они увеличивают вашу свободу и вашу власть. Иногда вы будете просить, чтобы другие делали что-либо,  в результате чего они получат большую свободу, большую власть в будущем. То есть, сокращая свою свободу в малом сейчас, они с лихвой увеличат свободу в будущем. Если же вы увеличиваете свою власть, сокращая свободу других, по причине их глупости или насилия,  вы потеряете власть. Рано или поздно все умнеют или появляется возможность избежать насилия. Если кто- то был добр к нам, сокращал свою свободу, чтобы увеличить нашу и мы признаём это, то возникает наш долг.  Например, долг  родителям, Родине и так далее. Но долг это то что мы признаём , а не то что нам навязывают, в этом существенная разница . Иначе навязанный долг, превращается в орудие порабощения. Лучший способ отдать долг, это самому вести себя также бескорыстно.


Таким образом, Йога считает, что высшее Я каждого абсолютно и безусловно свободно. Свободно также,  как и та первопричина, которая создала всю Вселенную и благодаря которой мы появились. В йоге эту первопричину иногда называют Абсолютом. Эта первопричина создала нас по своему образу и подобию – абсолютно свободными. Тот факт, что мы ничего не знаем и не помним об этой первопричине и таким образом находимся в изначальном неведении, также является следствием нашей свободы. Иначе у нас было бы предустановленное знание, а оно влияло бы на наши поступки и это не Абсолютная Свобода. Даже предустановленное знание о том, что мы Свободны, ущемляло бы нашу «Свободу Ничего Не Знать». Любая реклама или предустановленное программное обеспечение на компьютере отчасти обуславливает наши дальнейшие действия. Чтобы осуществить такое положение вещей, понадобилась иллюзия или породивший её фактор, который на санскрите называется Майя. Из-за Неведения возникла ситуация, когда наше высшее свободное Я могло считать себя не тем, чем оно является на самом деле, а чем-то другим. Самое ближайшее, что окружало Высшее Я, было проявление Высшего Я, известное в йоге как Прана или та сила, которой обладает Я. Это подобно тому, как если бы человек вдруг стал считать себя своей тенью, хотя тень всего лишь результат наличия тела. Но проявления человека не являются абсолютно свободными, а ограничены количеством Праны человека. Чем Праны больше, тем более свободен человек. Йога призывает через самопознание увеличивать количество Праны, тем самым увеличивая свою свободу. И таким образом рано или поздно дойти до источника всех своих сил, то есть до своего высшего Я. После этого человек получает абсолютную ничем не обусловленную свободу. Всё, что приводит к уменьшению свободы, не есть йога. Йога настаивает на том, что стремиться к увеличению своей свободы стоит только лишь таким образом, чтобы свобода других также увеличивалась, а не ущемлялась. То есть не любой ценой, а с учётом интересов других, так как Я других такое же, как и наше. Фактически, все принципы в йоге, такие как первый принцип и второй принцип, все советы и упражнения йоги, это как раз и есть рекомендации, как максимально увеличивать свою свободу и минимально ущемлять свободу других. Если мы действуем таким образом, то всё, что мы делаем становится незыблемым, мы получаем непоколебимое могущество или власть. Так как в этом случае власть опирается на увеличение и сохранение свободы других. Такую власть вы не потеряете, так как она опирается на истину или правду нашей Вселенной, на самый фундаментальный закон свободы. Власть, построенная на других принципах, неустойчивая и склонна быстро исчезать при малейших потрясениях.

Следует помнить, что будучи свободными, или иными словами всемогущими, хоть и в изначальном неведении, мы стали строить свою собственную Вселенную по тем законам, которые волеизъявили. То есть мы сами стали придумывать законы и тут же стали сами попадать под их действие. В результате возникло то, что называется Кармой. То, что мы видим вокруг, так или иначе мы создали сами. Всех других людей, с которыми вынуждены жить, мы пригласили сами, сознательно или бессознательно, нравятся они нам или нет. Все окружающие нас люди (также изначально свободные существа) приняли наше приглашение. Так образовываются страны и народы. Мы придумали примерно одинаковые законы и поэтому собрались вместе и можем общаться с другими живыми существами. Процесс мог проходить много жизней и мы его не помним. Подобно тому, как при промывке золотоносной породы золото собирается вместе. Если мы стремимся к свободе и при этом стараемся в минимальной степени ущемлять свободу других в чём-то одном и давать большее увеличение свободы в чём-то другом, то другие люди примут нашу власть над ними.
Любые законы – это попытка сделать так, чтобы все члены общества имели максимум личной свободы при минимуме ущемлении свободы всех остальных.
Таким образом, не бывает Свободы для себя без ответственности перед другими. В любой группе людей должны быть правила и законы совместного существования. Йога не является исключением. Если вы учитесь в какой-либо школе йоги, вы должны уважать свободу других учеников и тех преподавателей, которые вас будут учить.

Наука Раджа йоги или Управленческой йоги – это способность управлять собой, людьми, но подчинять вы научитесь только тогда, когда научитесь сами подчиняться. Только тот способен управлять окружающими, кто способен управлять собой. Власть легко получить, но очень трудно удержать. Раджа йога нас как раз и учит тому, как использовать харизму, умение психически расположить людей, повлиять на них. Как правило, сильные политики, управленцы этим обладают от природы, но йога нам говорит, что, если человек чем-то обладает в этой жизни, значит, он много времени потратил в прошлой жизни, чтобы это получить. Делая известные психические упражнения, человек может в течение этой жизни получить такие способности.

По материалам семинара “Раджа Йога от 30.10.2010, автор Вадим Опенйога