Рассмотрим момент возникновения Натья йоги или театральной йоги. Мифология говорит нам о том, что была примерно следующая ситуация. Когда Сатья юга – первая юга, золотой век начала завершаться и, когда во всё
возрастающем объеме стала наблюдаться деградация людей, согласно мифологии: Бог Индра пришёл к Брахме и попросил его дать такой инструмент, который бы помог остановить деградацию людей. Люди были уже не в состоянии
заниматься духовным самопознанием, они были не в состоянии работать над собой и нужен был какой-то инструмент, который этим «ленивым душам» дал бы шанс не деградировать дальше. Как говорит нам мифология: в ответ на это Брахма создал Натью или театральную науку, где разыгрывались бы такие сцены, такие действия, которые поднимали бы всех зрителей на качественно новый, высокий уровень самопознания.
Или по-другому, если в эпоху Сатья юги человек должен был изучать Веды, практиковать многочисленные ведические ритуалы и обряды, всякого рода упражнения и тем самым достигать высших состояний духовности. То уже в следующую эпоху Трета югу была создана Натья, которая должна была настолько сильно привлекать внимание зрителей, настолько сильно должна была их вдохновлять, заставлять концентрироваться на происходящем, чтобы зрители невольно получали те же благие духовные заслуги, как и жрецы, которые в ведические времена практиковали методы Вед.
Таким образом, начинаем с самого первого парадокса. Обычно, когда на Западе говорят о возникновении той или иной науки, того или иного вида искусства, то стараются представить это как прогресс. Что вот в древние времена ничего этого не было, но потом с течением времени сформировалась якобы культура, сформировалась якобы прослойка деятелей культуры, и якобы духовный план стал выше. Здесь же мы видим прямо противоположную ситуацию: возникновение театра была отчаянная попытка остановить духовную деградацию. Фактически это не прогресс, а скорее регресс.
В древности люди не нуждались ни в каких театральных постановках, не нуждались ни в каких зрелищах, так как жизнь их была настолько сильно наполнена, что времени не оставалось на что-то другое. Или если провести грубую параллель с нашими днями, то сейчас огромное количество по всему миру сидят у экранов телевизоров и смотрят многочисленные сериалы. Эти люди не живут своей жизнью, они живут жизнью тех героев, которых показывают по
телевизору. Произошла подмена.
В эпоху Сатья юги в этом не было необходимости. Эта необходимость возникла позднее, как отчаянная попытка остановить деградацию. Следующий момент: так как люди уже были не склоны понимать всё могущество и всю
запредельную мудрость древних Вед, то Индра обратился к Брахме с просьбой создать такой вид деятельности, который позволял бы, не особо напрягаясь, духовно самосовершенствоваться. Или по-другому: простым, приятным время препровождением достигать высот.
Наконец следующий момент: те постановки, которые должны были демонстрироваться, должны были однозначно делать людей более духовными, делать людей более осмысленными, осознанными и более свободными. Это было заложено изначально. Само понятие театра замысливалось как инструмент, чтобы делать людей лучше, но пользоваться при этом моментом развлечения. В дальнейшем же, и в самой Натье Шастре об этом будет сказано. Натья Шастра – это один из первоисточников по Натья йоге.
Следующий момент, который чрезвычайно важен для понятия Натья Йоги или театральной йоги
заключается в том, что согласно древним предписаниям в Индии было четыре касты, четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Шудрам запрещалось изучение Вед. Уже в те эпохи были люди не склонные понимать всю глубину Вед и мантр и то могущество, которое заключено было в каждой мантре Вед. И поэтому, чтобы не давать такой совершенно мощный инструмент по изменению себя и окружающего мира людям безответственным, считалось, что шудрам нельзя давать знание Вед. Но не потому, что это были люди второго какого-то сорта, нет, это были люди по
степени самоосознаности намного ниже-ниже и они не могли ещё воспользоваться знанием.
В то же самое время не было таких жёстких кастовых границ. Ты мог родиться в одной касте, а затем в течение жизни перейти в другую касту. В Ведах мы находим упоминание о таких прецедентах, когда человек рождался в касте шудр, а потом в течении жизни переходил в касту брахманов. В эпоху Трета юга, когда смешение достигло таких колоссальных масштабов, что там уже всё труднее и труднее стало идентифицировать, то ли душа относится к касте шудр или брахманов, то ли ещё к кому-нибудь. И надо было давать упрощённый вариант ведических знаний, который могли бы воспринимать сразу все. Поэтому, когда Индра пришел к Брахме и попросил создать Натья Веду. Он
попросил сделать её такой, чтобы все касты, все варны смогли её лицезреть. С самого начала была положена такая идеология, что Натья – это искусство для всех!
Вы должны для себя с первых минут отметить, что Натья йога это не просто зрелищный бизнес, где развлекают всех. Это глубочайшая духовная практика, не менее могущественная, чем проведение того или иного ведического ритуала.
По материалам семинара “Натья йога” от 29.06.2012 г., автор Вадим Опенйога