ЙОГА-СТАТЬЯ: В поисках своего предназначения

Каждый из нас задумывался над своим предназначением. Для кого-то этот вопрос имеет ответ с раннего детства, для других решение приходит не сразу, а спустя долгие годы поиска. Что говорит йога о выборе жизненного пути?

В индийской философии используется такое понятие, как “дхарма”. Буквально переводится как “то, что удерживает или поддерживает”; от санскритского корня дхар — “поддерживать”.

Санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность1.

В йоге под дхармой понимается некая тропинка жизни, которая ведёт нас к вершинам самопознания путём служения этому миру.

Если проанализировать нашу жизнь, можно прийти к выводу, что каждое живое существо частично или полностью посвящает свою жизнь другому. Деятельность существа, направленная на расширение свободы другого существа, можно назвать служением: служат друг другу друзья, мать служит детям, жена — мужу, муж — жене и так далее. Все мы служим, проявляя себя в разных качествах. Посвящение себя другим является постоянным свойством всех живых существ.

Принцип служения един для всех, а вот каким образом служить — выбирает каждый сам. Жизненный путь индивидуален для каждого!

Тропа, по которой идёт человек, может быть неприемлемой для его родных и близких. Как же быть в случае, когда наша дхарма и ожидания социума противоречат друг другу?

Йога рекомендует выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы наш путь минимально причинял вред другим живым существам и был максимально эффективным для нас самих.

Йога призывает нас соблюдать два принципа:

Принцип Доброты говорит о непричинении вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, то поступать так, как велит наш долг.

Принцип Эффективности гласит, что не стоит тратить время и силы на дела, не ведущие нас к нашим целям; всё, что уводит от цели должно быть безжалостно отброшено. Под целью, в данном случае, понимается цель нашего пути в жизни.

Соблюдение первого и второго принципов приведёт нас к пониманию нашей дхармы, осознание дхармы даст представления о нашем долге. Знание долга приведёт к определению наших целей в жизни и правильных поступков. Правильные поступки дадут полезные для нас результаты. В итоге, наше понимание жизни увеличится, и придёт более глубокое осознание первого и второго принципов йоги и, как следствие — нашей дхармы.

Чтобы найти свой жизненный путь: “Действуем, стараясь не причинять вред другим! Определяем, кому и что мы должны! Помним о поставленных целях! “

Идя по этой тропе, мы получаем минимум страданий и максимум наслаждений в соответствии с нашей кармой — последствиями наших предыдущих поступков. А в конечном итоге, выходим за пределы действия Закона “Причины и следствия”.

В случае, если выбранный ранее способ действия не приносит больше радости, и более того, сопровождается страданием, необходимо пересмотреть свой долг, поставленные цели и изменить свой путь. Но прежде чем приступать к чему-то новому, необходимо постараться и довести дело до логического завершения, реализуя принцип Раджа йоги “наметил-сделал”.

Так, действуя согласно своей дхарме, мы сможем поступать с позиции силы и не ожидать за свои действия ничего взамен.

Непривязанность к результатам своей деятельности — это ещё один принцип, позволяющий избежать страдания в процессе служения. Мы посвящаем себя другим не с целью ответной реакции, а получая удовольствие от самого процесса.

Итак, чтобы понять, в чём наше предназначение, необходимо найти такую тропинку, идя по которой, мы будем испытывать радость от максимально эффективного применения своих способностей и желания делиться этой радостью с другими без ожидания результата!

1Бхагавад-гита как она есть. — Бхактиведанта Свами; Изд.: Бхактиведанта Бук Траст, Москва

Идите своей тропинкой и будьте счастливы!

Автор: Марина Мирра

Редакция: Керигона, М.Сарасвати-Бхавани

Куратор проекта: Керигона