Наслаждение или состояние счастья бытия – это наше естественное наслаждение. То есть, оно не требует подпитки, это наше естественное состояние. Точнее, если быть более корректным в выражениях и использовать термины из аксиоматики йоги, мы помним, что у нас есть наше «Я», оно иногда называется Атма и у нашего «Я» есть два проявления: сила энергии и сила сознания. На более глубинном, не дифференцируемом уровне, энергия и сознание сливается в то, что называется прана. Прана не является нашим «Я», прана – инструмент нашего «Я». Наше «Я» отождествляет себя со своим инструментом. Это связано с нашим развитием, с нашим самоосязанием и с нашей эволюцией. То есть, мы считаем себя не тем, чем являемся. Так вот, когда наше «Я» ощущает или отождествляет себя в чистом виде со своими проявлениями, со своей праной, а эти проявления ещё не вовлечены в мир, это состояние, которое испытывает наше «Я», наша Атма, считая себя своим проявлением, это состояние высочайшего наслаждения.
Когда же «Я» осознаёт само себя, не считает себя своим проявлением, в частности праной, то состояние это выше, чем понятие наслаждения. То есть, это понятие такого наслаждения, для которого нет вообще никаких слов. А вот когда наше «Я» под действием майи, по ошибке считает себя своими проявлениями, вот тогда и возникает понятие просто наслаждения или космического наслаждения или вселенского наслаждения. Когда наше «Я» познало само себя, оно вообще запредельно. Про это состояние мы ничего сказать не можем, кроме того, что оно предельно грандиозно и любое наше обычное наслаждение или даже космическое наслаждение, это жалкая тень. А вот когда наше «Я» всё-таки ещё пребывает под действием иллюзии, под действием майи и отождествляет себя со своими проявлениями. И когда эти проявления находятся в чистом виде. Это состояние именно и описывается как состояние наслаждение – естественное состояние.
Возникает вопрос, если наше естественное наслаждение: наслаждение радости, счастья высшего. Почему же мы с вами его не испытываем? Почему требуется прилагать усилия в нашем мире, чтобы вот это состояние счастья в нас просыпалось и открывалось? Точнее здесь, как-то так же всё очень хитро. В зависимости конечно от кармы человека, но как правило, если карма более или менее нейтральная, то в детстве, это ощущение счастья, это ощущение счастья бытия. Маленький ребенок радуется жизни, весь мир большой интересный сказочный. Весь мир обещает самые, самые радужные надежды в исполнении желаний, в своей какой-то личной жизни. Будь то планы кем стать или найти себе спутника или спутницу жизни или ещё какие-то видения, такие детские грёзы. А потом с течением лет, как правило, среднестатистический человек начинает терять эту восхищённость от жизни. И так уже к среднему возрасту превращается в прагматика, который склонен все эти переживания, которые он ощущал в детстве, считать какими-то детскими фантазиями. Сейчас он стал реалистом и тут как раз и рождается эта философия, что жизнь сделана из полос приятных и полос неприятных. Хочешь приятное, терпи неприятное. Природа наслаждения, природа внутреннего счастья, радости бытия, она наша неотъемлемая. Неотъемлемое состояние, не нуждающееся ни в каких подпорках, оно само является опорой. А дальше начинается очень интересная вещь, дело в том, что в чистом виде энергия и сознание или прана, более в не дифференцируемой форме, она у нас не существует в чистом виде, она мгновенно поглощается какими-то объектами или явлениями. А поглощаясь, как раз и возникает тот эффект, который возникает при наблюдении боли. Эффект – разделяй и властвуй. Состояние, скажем, наслаждения, радости это когда превалирует прана в чистом виде над той праной, которая поглощена и используется для поддержания нашей жизни, в том числе и для генерации боли.
Праны у нас мало, поэтому мы не чувствуем себя счастливыми. Вопрос, а куда же она тратится? Ответ очень простой, она тратится на поддержание жизнеспособности нашего тела. Иначе тело развалится. И здесь уже йога даёт более такие конкретные моменты. Йога говорит, что тела наши: на грубом уровне, на тонком, на тончайшем – не есть что-то сложившееся, а есть вещь эволюционно изменяемая. И вот эти внутренние структуры, не смотря на то, что мы все выглядим одинаково и сделаны по единому образу и подобию, но структуры, разной степени грязи, разной степени эффективности. У кого-то тело требует очень мало праны, для того, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, а кому-то требуется колоссальное количество праны, чтобы тело не развалилось. С чем это связано? Это связано со многими факторами. Один из таких факторов пища, которую мы едим и образ жизни. Если мы ведём не совсем сбалансированный образ жизни, когда надо не отдыхаем, когда надо не работаем, а наш организм нуждается и в нагрузке и в отдыхе. То, соответственно праны тратится больше. Кстати говоря, один из факторов в хатха и крия йоге, йога говорит, что надо каждый день заниматься и именно для того, чтобы каждый день добирать отведенное природой нам количество нагрузки. Если не добрали нагрузки физической, как это ни странно начнутся проблемы. Вот так мы устроены. Поэтому иногда, занимаясь теми или иными йогами, потом человек себя хорошо чувствует. Значительный фактор это окружение, насколько оно дружественно, насколько оно враждебно. Один из очень главных серьезных факторов – это именно внутреннее устройство нашего тела. В отличие от современной науки, медицины, йога говорит, что помимо нашего физического тела, есть ещё две группы тел, сделанные, вероятно, из какой-то тончайшей материи, энергии, никто не знает. Но, тем не менее, эти структуры существуют. Мы все их ощущаем прекрасно: вы их ощущаете во сне, вы их ощущаете в своих мечтах. Внутренние структуры у нас разные, поэтому и восприятие у каждого своё. Будете заниматься йогой, перестраиваться начнут ваши внутренние структуры. Тем самым прана начнет увеличиваться.
По материалам семинара “Наше Я, наслаждение” от 06.12.2008, автор Вадим Опенйога