И наука и йога занимаются исследованием человека и вселенной. И в науке, и в йоге свято уважают принцип здравого смысла и логики. И в науке, и в йоге именно опыт и эксперимент является критерием истинности того или иного воззрения или теории. В йоге это нашло отражение в так называемом втором принципе йоги.
В месте с тем, есть ряд довольно серьезных отличий между йогой и того, что мы называем современной наукой. Самое фундаментальное отличие имеет морально этическую природу и напрямую связано с так называемым первым принципом йоги. Заключается он в том, что йог всегда будет стремиться не причинять ни одному живому существу страданий, если это не вызвано крайней необходимостью, при исследовании законов мироздания и самого себя. В то время как ученый вовсе не обременен никакими сдерживающими факторами такого характера. Единственное что может до какой-то степени в моральном плане влиять на исследование ученого, это косвенное воздействие культурной среды, в которой вырос, живет или работает ученый.
Конечно, человечество иногда вынужденно ставить такие эксперименты на живых существах, чтобы спасти еще большое количество живых существ, но когда можно обойтись без страданий в получении того же самого результата многие ученые идут, как им кажется «прямым путем», то есть даже не задумаются о цене мучений. У врачей хоть в отношении людей есть клятва Гиппократа «не навреди». Ученый неограничен ни чем, в методах своих исследований, а многие даже гордятся этим, называя это «беспристрастностью». То есть Йогом может называться и стать только тот человек, который в первую очередь выполняет первый принцип йоги или принцип гуманизма и доброты. Ученым может стать каждый человек мало-мальски развившей разум, будь этот человек даже маньяк, садист, хладнокровный убийца. Если раньше в среде ученых, которые, в общем, были гуманистически настроены под влиянием отголосков религиозных и общечеловеческих норм, относились нетерпимо к таким людям, то теперь наука все больше напоминает интеллектуальное ремесло, где главное быстрый результат, без всякой ответственности за последствия. Если раньше безнравственность и фальсификация научной деятельности была позором и ученый слыл образцом честности, гуманизма и неподкупности, то теперь можно встретить весьма сомнительных личностей, которые борются за место под солнцем, пользуясь своим разумом как животное клыками борется сомнительные статьи теории для получения финансирования повседневное явление.
Йог же скорее вообще откажется получать какое либо знание чем получать его с причинением ненужных страданий живым существам. Конечно, как и в науке, в йоге встречаются псевдо йоги, которые только прикрываются йогой для достижения своих, не имеющих отношения к йоги, целей. Но в йоге, в отличии от науки, принципы гуманизма провозглашены и закреплены в самой системе познания и самопознания.
2009-10-31 / 002. Аксиоматика Йоги. Теория и Философия Йоги. Принципы Йоги. Вадим Запорожцев.