Самая первая ассоциативная связь возникла между нашим Я и между проявлениями нашего Я (между нашим Я и между праной нашего Я). Это самая первая фундаментальная ассоциативная связь. Если вы это поймете, вы поймете такой древнейший трактат, как «Йога Сутра Патанджали».
«Йога Сутра Патанджали» делает основной акцент в йоге на разделение: Сатву и самость, где под «самостью» подразумевается Атма или наше высшее Я. А под «Сатвой» – это так называемая гунна или качество чего-то, в состоянии Сатвы находится наша прана. Действительно, это наше естественное, чистое, незатронутое, ясное, прозрачное проявление, что невольно наше Я начинает считать себя этой Сатвой (праной). Напомню вам «Йога Сутра Патанджали», где как раз основной метод заключается в том, чтобы разделить эту замечательную притягательность, чистоту нашего проявления и нашей сути (нашего Я). В «Йога Сутрах Патанджали» дается восьмеричный путь, где все сводится к разуму, а от разума делается последний рывок в сторону разотождествления между нашими проявлениями и сутью нашего Я.
Все предыдущие ступени (8 ступеней) подводили нас к работе с разумом. Хотя, одни из самых первых ступеней – это работа с физическим телом (асаны), работа с дыханием, работа с чувствами и т.д. до тех пор, пока мы переходили к разуму и на поверхности разума сокращалось количество мыслеформ до тех пор, пока оставалась одна мыслеформа, а затем и она исчезала. Удаление образования мыслеформ на поверхности разума ведет к тому, что наше Я видит себя на поверхности разума как в зеркале и осознает, что тем, кем оно себя считало (а считало себя Саттвой, чистотой разума) не является и выходит в состояние «Самадхи без объекта» (конечная цель йоги). Если рассматривать с точки зрения ассоциативных связей, все очень легко объясняется.
– Где находится наше высшее Я?
Самая основная связь возникает между нашим Я и нашим проявлением. Что касается нашего Я, то по своей природе оно выше и запредельнее, чем понятие «пространство» и «время». Поэтому, с логической точки зрения вопрос «Где находится наше выше Я?» или где находится моя Атма – бессмысленный. Также как и вопрос, связанный с временными характеристиками.
Можно сказать, что наше Я находится как бы везде и нигде в одно и то же время. Можно на себе тельняшку рвать, быть себя в грудь и кричать: «Ну вот он Я!», тем самым давая понять, что где-то в центре нашей груди расположено наше Я. Но с таким же успехом можно сказать, что наше Я распределено по всей планете, взять любую другую точку на Альфа Центавре и сказать, что там есть мое Я или еще как-то по-другому. Допустим, сказать, что мое Я находится в высших духовных сферах.
Нет, друзья, наше Я намного фантастичнее, чем даже самые высшие духовные сферы. Поэтому, само понятие «где и когда» к нашему я неприменимо. Это с одной стороны, а с другой: применение нашего Я вполне конкретно и иногда можно достаточно четко сказать «когда и где». Я каждого из сидящих в зале, при условии, что каждый из вас не является йогом, способным сразу сотворить все тела одновременно (есть такая сверхспособность в йоге). Проявления вашего Я локализованы где-то здесь.
Вы смотрите вокруг и думаете: «Что я здесь делаю, куда я попал, кто все эти люди?». Точно также и ваши проявления. Вы можете что-то делать: записывать, зевать, ждать окончания лекции. Получается, что проявления вашего Я (сознание и энергия, а они, как мы уже сказали) проявляются конкретно: в месте пространства и в каком-то времени.
Получается, что ассоциативная связь приходит как бы ниоткуда. Но в то же самое время приходит и связывает каким-то образом высшее Я с нашими телами, как бы ассоциирует (поэтому и называется ассоциативные связи в йоге).
2009.06.13. Выводы из аксиоматики йоги. Ассоциативные связи. (Вадим Запорожцев).