Чтобы сделать такой прибор, как разум (высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения) , потребовалось колоссальное количество лет эволюционного развития. В результате мы с вами имеем разум. У кого-то он лучше функционирует, у кого-то хуже. Более того, если вести определенный образ жизни, то разум начинает слабеть. Если вести другой образ жизни, то разум наоборот начинает оттачиваться, развиваться. Мы видим, что наличие разума претерпевает некие колебания в течение жизни. Если во младенчестве разум не очень себя проявляет, то в зрелые годы наблюдается пик его проявления. Затем к старости лет идет его угасание. Даже в рамках живого существа в теле человека мы наблюдаем какие-то изменения. Следует сразу же четко понимать, что изменения эти не касаются потенциала любого живого существа, а касаются всего лишь проявлений живого существа в его теле.
Или по-другому: все мы одинаково умны. Нет разницы между профессором философии или каких-нибудь математических наук и грузчиком. То есть, в потенциале и тот и другой имеет равно могущественную способность проявить свой разум. Но один оттачивал инструмент, через который принцип разума может проявиться, а другой не оттачивал. И в этом вся разница. Поэтому, говорить нужно не о приобретении разума или каких-то качеств, которых не было до этого. Говорить нужно о раскрытии того, что потенциально заложено и ждет своего часа, чтобы мы воспользовались этим. Подобно тому, что можно тренировать мышцы, подобно этому можно тренировать и оттачивать разум. Все люди равновелики в этом потенциале. Разница лишь в том, что одни люди развивали этот потенциал, а другие не развивали.
Еще дело осложняется тем фактом, что некоторые люди на протяжении нескольких жизней оттачивали и развивали свой разум, а кто-то занимался этим меньшее количество жизней. Поэтому, мы наблюдаем другой феномен. Маленькие дети, как чистый лист. И вот они идут в школу, учатся и растут в одинаковых условиях, но один преуспевает в учебе, в умении пользоваться своим разумом. А кто-то не в такой сильной степени преуспевает. Определяется это склонностью души в прошлых жизнях оттачивать разум. Если душа склонна, то в следующей жизни человек с самого маленького возраста начинает демонстрировать свои интеллектуальные способности. Если не склонна, то он начинает с того уровня, где закончил на предыдущей жизни.
Но здесь есть также и другой фактор – кармическая предрасположенность, которая позже может выливаться в некую генетическую предрасположенность. Понятно, что душа может рождаться в той среде, которая была ей наиболее близка. То есть, если вы в прошлой жизни не развивали свой разум, то в следующей жизни вы имеете тенденцию родится в том месте, или в той семье, где также как и вы не развивали разум. Вы попадаете в те же условия, на которых завершили в прошлых жизнях. Наконец, еще одна составляющая нашего вопроса – это то тело, в котором ты воплощаешься. Если ты родился в теле животного, то тело и разум этого животного резко затрудняют ваш рывок. Поэтому, в йоге считается, что тело человека является самым драгоценным телом. Даже если оно вам досталось от дикаря, но в теле человека есть предпосылки для резкого развития. В то время, как в телах животных все значительно сложнее. Прежде, чем вам сделать рывок, вам нужно довести состояние тела животного до человека, а только после этого сделать рывок. Из этих составляющих сплетается картина, которая серьезно влияет на социальную жизнь общества.
2009.06.27. Выводы из аксиоматики Йоги. Работа с Разумом. (Вадим Запорожцев).