ЙОГА-ИНТЕРВЬЮ: Доброта спасет мир!

Интервью с Ксенией Молодец

video
play-sharp-fill

Краткое содержание интервью:

  • В МОЙУ меня привела тема взаимоотношений мужчины и женщины
  • Когда я посмотрела на старших студентов, я увидела в них тех людей, которых я знаю, точно знаю!
  • Преподавание студентам как точка духовного роста
  • Кураторы Доброты. Какова их миссия и когда к ним обращаться?
  • Чем занимаются магистранты и аспиранты в университете
  • Открытая йога идёт в ногу со временем
  • Выездной семинар — посадочный пункт, куда ты приходишь, восстанавливаешься, общаешься с единомышленниками.
  • Мне нужны единомышленники, которые меня будут поддерживать. Напутствия и благодарности

Открытый Йога Журнал

— Здравствуйте, друзья! Приветствую вас в виртуальной студии Открытого Йога Журнала. Меня зовут Ольга Соловьева. Сегодня у нас в гостях Ксения Молодец, куратор Доброты, преподаватель МОЙУ. Здравствуй, Ксюша! 

— Здравствуй!

Рада приветствовать тебя в нашей виртуальной студии! Расскажи, пожалуйста, о своём пути в йогу, и как йога привела тебя в МОЙУ?

Сначала я немного расскажу, кем я сейчас являюсь в Международном Открытом Йога Университете, и как я к этому пришла, как начала этот путь. Я являюсь куратором Доброты и преподаю в магистратуре. Сначала я вела занятия в бакалавриате, а потом начала вести и магистратуру. Сама сейчас учусь в аспирантуре на втором курсе. Вот уже девятый год как я учусь и уже слабо помню, как же было в начале обучения, хотя на самом деле есть яркие впечатления. В йогу я пришла где-то за два или три года до МОЙУ. 

Сфера жизни, которая сильно меня волновала — это взаимоотношения между мужчиной и женщиной, поскольку у меня было много разных тараканов в голове, тогда у меня только начинались отношения. Сейчас это уже мой муж, с которым мы десять лет вместе. Мне казалось, что молодой человек должен быть всё время со мной, уделять всё время мне. Когда я ушла из большого спорта, у меня был провал, потому что не было какого-то своего увлечения, и я начала его опять искать. Записалась в фитнес-клуб, но поскольку до этого я занималась спортом, у меня были немного повреждены суставы, поэтому танцевальные занятия или занятия с прыжками мне не подходили. Но там была и йога. Она зацепила тем, что это была работа с разумом. Я поняла, что прихожу туда с какими-то своими проблемами, а после, когда заканчивается занятие, эти проблемы уходят из моей головы. Я убедилась, что эта система работает, и практически каждый день ходила туда после работы. 

В какой-то момент я поняла, что хочу преподавать. Я начала подходить к инструкторам и спрашивать: «А где же можно научиться?» Обычно ответы были такие: «Я уехал в Индию и там что-то получил». Это не моя тема совершенно. Я не представляла, как куда-то поеду, где-то буду получать знание. Мне нужно было место в моём городе, куда бы я ходила учиться. Представление было как об университете. И через какое-то время я его нашла — сначала лекции Вадима Опенйога, затем прошла нулевые курсы. И у меня жизнь очень быстро закрутилась. Мне звонили, наверно, раз пять, предлагали прийти и заполнить документы для поступления. Мне не то, что не хотелось поступать, а жизнь уже закрутилась настолько, что «войти в этот поезд под названием «Йога» и поехать» — это было непросто. Но я забежала на какие-то полчаса заполнить документы. Дальше у меня были серьезные дела, я даже на лекцию не успела. А на первом занятии случился такой «вау-эффект». У нас была очень большая группа «Вега». Мне кажется, было больше тридцати человек. И это только очные студенты, а ещё и заочников около пятидесяти было. Нас, очных студентов, поставили с одной стороны, а всех остальных студентов, которые обучались старше, с другой стороны. Когда я посмотрела на старших студентов, я увидела в них тех людей, которых я знаю, точно знаю. Я их не видела в этой жизни, но я их знаю, и они все мне очень родные, близкие, и это ощущение помнится до сих пор, и оно меня держит, потому что я уверена, что это то место, куда мне надо было прийти, и я пришла. Так я забралась на этот «поезд». 

— После завершения четырёхлетнего обучения в бакалавриате ты стала преподавать в МОЙУ. Расскажи о своём опыте, трудностях, возможностях, переоткрытиях на этом пути. 

— Преподавать я начала ещё на 4 курсе. Я взяла группу бакалавриата. Это была такая большая ответственность! Я понимала, что беру людей ещё на 4 года. Я ставила себе задание, что не уйду, пока не доведу до выпуска эту группу. В Раджа йоге есть такой принцип: «Наметил-сделал». Не скажу, что это было просто, потому что на тот момент я была беременна. И меньше чем через год после родов я забеременела вторым ребенком. Вот такое было преподавание! Но с другой стороны, это то, что меня также держало в университете. Всё время была подготовка и проведение занятий для группы заочных студентов. Это очень большой рост. Я начала гораздо лучше читать лекции, лучше преподавать йогу в залах и лучше говорить. Так что, если кто-то будет думать, брать ли ему группу, я говорю: «Да!»

— Мне кажется, что при этом ты работаешь именно над собой, не даёшь себе выпасть из процесса обучения.

 — Это такой двоякий момент: кто преподаватель, а кто студент, кто учится, а кто преподаёт. Мы все учимся в этот момент! 

— Действительно, вот это одна из находок Открытого Йога Университета: когда ты постоянно выступаешь в разных ролях, твоё обучение не заканчивается. Здорово! В начале интервью ты упомянула, что являешься куратором Доброты. Расскажи, пожалуйста, почему именно этот проект тебя заинтересовал. Для чего он нужен, и как он может помочь?

— В конце четвёртого курса я услышала, что у нас есть такой проект, и его куратор завершил обучение и ушёл. Тогда встал вопрос, кто будет новым куратором. И я, не задумываясь, ответила: «Я!» Мне казалось, что это моё. Обычно в каждом отделе есть понимание, что тебе делать, есть инструкции. А тут, когда я пришла, не было никаких инструкций, никакого понимания, что делать. Этот процесс до сих пор идёт вот уже в течение пяти лет методом проб и ошибок. Разные системы, разные инструменты применяются для того, чтобы сглаживать различные ситуации в МОЙУ, чтобы это не создавало препятствий обучению. Потому что обучение как паровоз, идущий вперёд: у нас всё время что-то меняется. Это такой процесс, где лучше не отвлекаться. 

Самое главное в МОЙУ — это люди, и со всеми нами происходят разные ситуации и эмоции. Бывает, тяжело воспринимать что-то новое, разные чистки случаются, и всё это надо как-то сглаживать, общаться с людьми, и чтобы это не отвлекало от процесса обучения. Поэтому у нас есть такой отдел Доброты, есть кураторы Доброты, к которым могут обратиться студенты.

Сейчас мы практически со всеми студентами каждые два месяца общаемся, а на тот момент не то, чтобы выяснить, есть ли трудности, а просто даже познакомиться — такого не было. Потому что когда студенту плохо, ему сложно обратиться к незнакомому человеку, у него мало энергии, и скорее он обратится к тому, кто его знает. И хорошо, если этот человек — единомышленник, который ему действительно поможет. Если есть необходимость поговорить ещё и со мной или другим куратором Доброты, то, конечно, мы ждём. 

Наша задача — это сглаживание непонимания между собой у кураторов, студентов, кураторов и студентов. Например, когда куратор спрашивает, а студент не хочет что-то учить, некое сопротивление иногда бывает. Такие ситуации могут быть, поэтому мы и общаемся. Спокойно разрешился конфликт, и человек входит в обучение. Ситуация не разворачивается на весь университет, мы её решаем в спокойном режиме, и студент легко потом общается с куратором и с остальными студентами. 

— Спасибо, Ксюша, что поделилась с нами таким интересным моментом про кураторов Доброты. Каждый студент в процессе обучения определяется со своей специализацией. Он выбирает направление, которое ему близко, и погружается более детально в изучение той или иной темы. Расскажи нам о своём пути!

— В бакалавриате мы стараемся не втягивать студентов в другие проекты и отдельные кафедры, потому что для студентов итак очень много информации. Во время магистратуры это разные кафедры, можно выбрать себе направление и вести его. Но я считаю, если человек поступил в магистратуру и не знает, что делать, лучше начать помогать кому-то, кто уже ведёт какой-то проект. Потом начинает путь вырисовываться, и уже видишь, к чему тебя больше тянет. Сначала ты помогаешь, а потом, если хватает решимости, развиваешь своё направление. Можно создавать разные проекты, ответвляться, набирать себе команду. 

— Как эти направления, ответвления помогают основному предназначению Открытого Йога Университета — распространению йоги? Не уведёт ли это в сторону? Стал человек изучать новое направление и дальше ему уже ничего не интересно.

— Почему? Он создаёт себе отдельную кафедру, привлекает тех людей, которые тоже в этом заинтересованы, и они начинают изучать эту тему более глубоко. На самом деле, когда говорят, что я закончил четыре года обучения и в йоге для меня уже больше нет ничего интересного, это звучит странно. Есть такие темы, где сначала всё вроде понятно, потому что у нас есть очень хорошие преподаватели, которые читают лекции так, что кажется, что на самом деле всё понятно. А потом когда ты берёшь трактат, то понимаешь, что достиг определённого уровня, и тебе уже не у кого спросить.  Начинаешь переводить какие-то трактаты, ещё что-то по этой теме искать, потом можно выпустить свою книгу. Это тоже распространение йоги.

— Современный мир очень быстро меняется и на смену привычному приходят такие понятия, как, например, искусственный интеллект, блокчейн, роботизация и так далее. Как на твой взгляд всё это влияет на йогу, на её популяризацию?

— У МОЙУ есть достаточно много ответвлений, мы всё время что-то развиваем. Когда всё только начиналось, наверно, лет 15-20 назад, наши бесплатные онлайн йога-курсы были ноу-хау. Сейчас они у всех. В Открытой йоге одной из первых это всё началось. Действительно, мы изучаем IT, чтобы самим поддерживать все наши сайты. Мир меняется, дистанционное обучение сейчас стало популярным, но всё равно, я считаю, что нужно приезжать очно. 

У нас есть выездные семинары, и, наверное, за всё время обучения я пропустила семинара два или три, когда была в роддоме и в какие-то моменты после. Я всегда посещаю семинары, потому что в этот момент ты как бы «сажаешь свой самолёт и его ремонтируешь». Те, кто преподают, идут быстрыми методами йоги и, действительно, на очень высоких скоростях живут. Мне кажется, за всё время обучения в течение девяти лет у меня явно не одна жизнь прошла. Просто очень быстро всё меняется, и тебе надо куда-то вдруг резко поворачивать. Разуму очень сложно перестраиваться на новое, и нужна поддержка, вдохновение. Если ты опираешься на себя, на своё высшее «Я», иногда надо дать время Вселенной доделать всё, что ты не доделал, исправить всё то, что неправильно сделал. Выездной семинар — посадочный пункт, куда ты приходишь, восстанавливаешься, общаешься с единомышленниками. Это, наверное, самое главное — просто понять, что ты не один в этом мире, а можешь пообщаться с людьми, которые также идут быстрым путём, путём вира-бхавы, путём героя. Когда кто-то начинает преподавать — это действительно путь героя. Очень уважаю таких людей.

— Как написано в одном из учебных шагов: памятник надо ставить при жизни тем, кто несёт знание йоги дальше, не важно, как она воспринимается, важно, что она продолжается. Ты права, посещение выездных семинаров помогает настроиться на нужную волну, когда тебя немного начинает трясти. Спасибо тебе большое за то, что поделилась с нами своим опытом, своим видением Йоги и жизни! По традиции в завершение интервью кого бы ты хотела поблагодарить и, может, оставить наставления?

— Хочу выразить большую благодарность Вадиму Опейога, который создал йога-курсы, и всем единомышленникам, которые в этом участвовали. Все выполняют какую-нибудь карма-йога работу: большое создается такими небольшими шажками. В начале я сказала, что меня привели в йогу взаимоотношения между мужчиной и женщиной, это была сложная тема, и в МОЙУ я нашла проект Триады. В начале эти лекции читал Вадим Опенйога, теперь Екатерина Карани. Большая им благодарность за это! Екатерина Карани была моим наставником практически все четыре года, и эта тема всё время шла параллельно с обучением, и я в ней участвовала. Сейчас также проходят и ретриты на эту тему, Екатерина их ведёт, кому интересно — это прекрасный проект! Всегда помните, что, если у вас есть недопонимание в каких-то сферах жизни, это всегда будет по вам бить, поэтому надо освещать эти тёмные стороны, знать их. Меня, например, эта тема всё время выбивает из колеи. 

Большая благодарность всем кураторам, единомышленникам, наставникам, кто вытаскивал меня в сложные моменты. Я не скажу, что всегда было легко. Иногда в переходные моменты у меня были мысли: «Может быть сделать перерыв?» Тогда мне говорили такие слова, как в начале: «Сел и поехал». Вот лучше не сходить с рельс. Достаточно сложно потом вернуться обратно, а жизнь начинает накручивать, рутина затягивает. Если кто-то выходит из обучения по каким-то своим причинам, очень мало кто возвращается. Смотришь со стороны: человека закрутила его жизнь. 

Я считаю, что Йога — живое учение. Школа всегда поддерживает, и я всегда себе задаю вопрос: «Могу ли я сейчас идти одна, хватит ли мне сил?» На данный момент я могу сказать, что нет. Мне нужны единомышленники, которые меня будут поддерживать.

— Спасибо большое, Ксюша! Всё жизненно, всё актуально, концептуально. Меня зовут Ольга Соловьева. С нами была Ксения Молодец. Напомню, что Ксения является куратором Доброты Международного Открытого Йога Университета. Студенты МОЙУ могут смело к ней обращаться при возникновении сложных жизненных ситуаций или же конфликтных моментов во время обучения. Тех, кто желает изучать йогу для себя или стать преподавателем йоги, приглашаем на наши интернет-ресурсы, сайт openyogaclass.com на русском языке и yogaopenyoga.com на английском, где вы можете последовательно, в своём ритме, изучать материалы и делать осознанный выбор, чтобы встать на путь Йоги. Если у вас возникли вопросы к Ксении либо к редакции журнала, пишите на наш электронный адрес openyogajournal@gmail.com. Ксюша, спасибо тебе большое, очень рада была встретиться! 

Интервьюер: Соловьева Ольга

Набор текста: Колесникова Наталья

Редакция: Евгения Агни, Мария Гаятри, Насогма

Главный редактор: Анастасия Андрейченко, Елена Лакшми

Куратор проекта: Керигона